Президентский совет обсудил вопросы подготовки кадров

20.07.22

Вопросы подготовки инженеров, IT-специалистов и научных работников были затронуты на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, которое было посвящено приоритетам и целям страны на период до 2030 года.

«Выход на новое качество подготовки кадров — это первоочередная задача, так как без ее решения у нас не будет технологического будущего. Начинаться эта работа должна еще в школе», — подчеркнул Владимир Путин

Он отметил, что сегодня в вузах растет количество абитуриентов, поступающих на инженерные специальности. В связи с этим необходимо значительно увеличить финансирование подготовки таких специалистов, расширить программы обновления учебно-лабораторного оборудования, развития университетских кампусов, ремонта общежитий.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков доложил о последовательном увеличении бюджетных мест по инженерному делу, технологиям и техническим наукам.

«В этом учебном году для выпускников школ выделено 193816 бюджетных мест. И еще 74930 мест для обучения в магистратуре и аспирантуре. Следует отметить рост среднего балла ЕГЭ на приеме по инженерным специальностям», — сказал он.

По словам Валерия Фалькова, которые приводит пресс-служба Минобрнауки, с 1 сентября в 23 субъектах России откроются 96 инженерных классов: 65 — по авиастроительному профилю, 31 — по судостроительному. Это совместный проект с Минпросвещения, в котором принимают участие 25 вузов и 37 индустриальных партнеров.

Для системной подготовки инженеров Минобрнауки выступило с одной из 42 инициатив социально-экономического развития страны — «Передовые инженерные школы». В ее рамках министерство вместе с Минпромторгом провело конкурсный отбор, в котором принял участие 91 университет. В результате определились 30 университетов, 20 из которых расположены в регионах. На их базе создаются передовые инженерные школы.

Каждая школа организуется в партнерстве с компаниями, среди которых КАМАЗ, СИБУР, Ростсельмаш, Росатом, Алмай-Антей, Роскосмос и другие лидеры отраслей. Передовые инженерные школы при поддержке более 40 индустриальных партнеров будут разрабатывать и реализовывать новые образовательные программы, решать актуальные инженерные задачи в интересах этих компаний и отраслей.

Министр также отметил, что необходимо максимально приблизить инженерное образование к реальному производству в регионах. Для этого эффективным решением, наряду с укреплением инженерного образования в вузах, видится расширение практики реализации механизма сетевых образовательных программ – когда базовую инженерную подготовку можно осуществлять в ведущих столичных университетах, а завершать образование в регионах. Поможет развитию инженерного образования и модернизация учебно-лабораторного оборудования региональных вузов, а также создание удобных и современных пространств для технологических экспериментов и прототипирования.

В рамках развития системы подготовки специалистов в сфере информационных технологий Минобрнауки последовательно увеличивает количество бюджетных мест в соответствии с запросами отрасли, доложил Валерий Фальков. Только за последние три года прирост составил почти 15 тысяч мест. В 2022 году выделено 160413 мест. Происходит это не только на профильных направлениях, но и за счет внедрения в программы смежных специальностей и направлений специального модуля в сфере информационных технологий.

Для того чтобы удовлетворить растущий спрос на специалистов в области информационных технологий вместе с Минцифры Минобрнауки запустило проект по созданию в университетах «цифровых кафедр». Их открыли все университеты-участники ключевого проекта в сфере высшего образования «Приоритет 2030». Только в текущем году по таким программам пройдут обучение не менее 80 тысяч студентов, и не менее 900 тысяч к 2030 году. При успешном освоении основной программы выпускник получит две квалификации, одна из которых будет в области информационных технологий.

В России третий год подряд происходит повышение качественных показателей деятельности института аспирантуры, сообщил министр. В результате, впервые с 2015 года отмечается увеличение числа защит кандидатов и докторов наук. Так, число защит в 2021 году превышает показатель предыдущего года на 24%, на 1 тысячу 814 защит. «В этом году мы ждем такой же положительный прирост», — заявил министр, обозначив направления подготовки научных кадров.

Во-первых, это социальная поддержка молодых ученых. В этом году дополнительно по решению правительства выделен почти 1 млрд рублей по программе жилищных сертификатов, в последующие годы планируется увеличивать объем средств на этом направлении. Сейчас прорабатывается вопрос об увеличении стипендии лучшим аспирантам до конкурентоспособного уровня.

Во-вторых, считает Фальков, необходимо дополнительное стимулирование продуктивного научного руководства. Речь идет о распространении в университетах, в том числе, специальных программ профессиональной подготовки для аспирантов в области научного руководства, актуальной для молодых кандидатов и докторов наук.

В-третьих, необходима разработка и развитие формата «производственной аспирантуры», предполагающей реализацию диссертационного проекта в интересах и совместно с компаниями. Это даст возможность готовить кадры высшей квалификации для решения прикладных задач, что особенно актуально в сегодняшних условиях. Также нужно развивать в региональных вузах институт целевой аспирантуры.

Как отметил Президент РФ, повышение качества подготовки кадров — это первостепенная задача. Начинаться эта работа должна в школе. Требуется значительно увеличить бюджетное финансирование подготовки таких специалистов, расширить программы модернизации лабораторного оборудования, развития кампусов, ремонта и строительства общежитий, считает глава государства.

Нет комментариев