Президент обозначил направления развития научно-технической сферы

10.02.23
В День российской науки Владимир Путин провел заседание Совета по науке и образованию при Президенте РФ. Оно было посвящено реализации стратегических инициатив в научно-технической сфере. В мероприятии приняли участие вице-премьер Дмитрий Чернышенко, глава Минобрнауки Валерий Фальков, президент Российской академии наук Геннадий Красников, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, представители Правительства РФ, госкорпораций и научного сообщества.
Президент напомнил, что сейчас реализуются федеральные научно-технические программы и важнейшие инновационные проекты, результатом которых должно стать создание собственных наукоемких решений в области сельского хозяйства и генетики, формирование национальной системы мониторинга климата, строительство и эксплуатация крупных исследовательских установок мирового уровня.
Глава государства также обозначил направления работы в сфере науки и высшего образования.
«Прежде всего тщательно, внимательно нужно подойти к формулированию задач исследовательских, технологических проектов, внедрять механизмы их объективной экспертизы и, безусловно, — считаю это принципиально важным, — обеспечить жесткую взаимосвязь с программами развития регионов, отечественной экономики, социальной сферы и, прежде всего, добиться того, чтобы субъекты Российской Федерации, госкорпорации, предприятия, частные компании действительно стали квалифицированными заказчиками на исследования и технологии, обеспечили устойчивый, гарантированный внутренний спрос на достижения отечественной науки», — отметил Владимир Путин.
Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко в своем докладе отметил, что сегодня в России есть все необходимые инструменты для получения практических результатов от науки.
«Во всех этих инструментах, помимо органов власти, участвуют госкорпорации и бизнес. Например, в федеральной научно-технической программе по генетике участвуют Роснефть, Сибур, Биокад. Конкретно в этом году в рамках программы будут получены новейшие методики диагностики генетических заболеваний, которые пойдут на сертификацию в Минздрав. Или программа синхротронных исследований под руководством коллег из Курчатовского института. Мало стран, которые могут такого уровня проекты осуществлять», — сказал вице-премьер.
Вице-премьер напомнил, что создается сеть уникальных установок класса «мегасайенс». В частности, совсем скоро начнутся монтажные работы на оборудовании СКИФа — Сибирского кольцевого источника фотонов. Первые исследования стартуют уже в этом году.
Особое внимание Дмитрий Чернышенко уделил изменению подхода к формированию научных тематик. По его словам, сейчас в России — более 4,2 тыс. научных организаций, за счет средств федерального бюджета реализуются порядка 13 тыс. научных тематик.
«То есть это огромное число дробных тем, а научные организации сами себе формулируют задания. Мы предлагаем там, где это обосновано, объединить научные организации в крупные консорциумы так, чтобы у каждого такого консорциума была головная научная организация, руководитель которой персонально отвечает за результат этой кооперации», — отметил он.
Также заместитель председателя Правительства РФ рассказал о мерах, которые сегодня предпринимаются для подготовки инженерных кадров в условиях достижения технологического суверенитета. Так, в 2022 году решением Председателя Правительства РФ было выделено 30 тыс. дополнительных бюджетных мест в магистратуре по востребованным специальностям: инженеры, математики, химики, генетики и др.
«Для поддержки инженерного образования государство совместно с высокотехнологичными компаниями готовит кадры на базе 30 Передовых инженерных школ. Вы посещали одну из таких школ в Великом Новгороде, которая занимается разработками в сферах электроники, систем связи и искусственного интеллекта. Интерес к этому проекту со стороны бизнеса высок», — сообщил Дмитрий Чернышенко.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков в своем докладе отметил, что студенты Передовых инженерных школ уже во время учебы понимают, куда могут устроиться на работу. По его словам, работа по созданию таких школ будет продолжена и дальше.
Также Министр науки и высшего образования РФ в своем выступлении сделал акцент на необходимости более активно включать в формирование государственного задания предприятия реального сектора экономики. Он отметил, что основная задача при планировании научных тем заключается в переходе от модели возможностей к модели потребностей, когда в процесс формирования государственного задания включаются предприятия реального сектора экономики.
Кроме того, Валерий Фальков подчеркнул необходимость разработки единых принципов и правил проведения научной экспертизы. Министр обозначил три принципиальных решения для формирования ее ландшафта. Это проведение всех экспертиз по единым принципам, определение интегрирующей роли РАН с ориентацией на понятные правила формирования и работы экспертного сообщества, а также осознание, что статья в западном журнале сегодня не должна быть мерилом труда исследователя.
«Мы постепенно проводим в этом направлении большую работу, и ситуация меняется. Нацеленность на достижение конкретных содержательных результатов должна пронизывать любые инструменты и быть сквозной», — цитирует Валерия Фалькова пресс-служба Минобрнауки.
Фото: kremlin.ru

Нет комментариев