Претензии — к гибкости. У выпускников вузов маловато компетенций

Быстро адаптироваться в трудовом коллективе или команде, объединенной решением единой задачи, быть ответственным и дисциплинированным, мыслить критически, проявлять инициативу и лидерские качества, уметь управлять своим временем — эти гибкие надпрофессиональные навыки (soft skills) работодатели хотят видеть у выпускников вузов в первую очередь. Претензии к профессиональным умениям (hard skills) сегодня отходят на второй план. Это показывают экспертные исследования в России и за рубежом, к которым апеллировали участники дискуссионной панели «Как развивать и как оценивать управленческие компетенции», открывавшей деловую программу конференции «Неделя образования» на платформе Московского международного салона образования (ММСО). Специфика Недели — в подробном обсуждении современных образовательных технологий и эффективных практик непрерывного обучения. Спикеры дискуссионной панели представляли университеты, достаточно успешно прививающие обучающимся сквозные навыки, и охотно делились с коллегами своими практиками.

Разговор показал, что и в их подходах, и во взглядах на системное решение обсуждаемой проблемы много общего, поэтому уже можно говорить о появлении реальной основы для некоей унификации и стандартизации развития soft skills в сфере высшего образования. Это констатировал модератор сессии, руководитель Департамента оценки и методологии автономной некоммерческой организации (АНО) «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

«Сформирован большой набор инструментов, который позволяет оценивать широкий спектр компетенций, и этот опыт можно и нужно распространять», — отметил он.

По словам Гужели, стандартизация обучения надпрофессиональным навыкам и их оценки должна завершиться в текущем году, и затем такие знания и умения можно будет отражать в дипломах выпускников. Залогом достижения обсуждаемой цели все участники дискуссии считают взаимодействие с работодателями, привлечение их в образовательный процесс. В Самарском государственном экономическом университете (СГЭУ), как рассказала его ректор Светлана Ашмарина, вместе с компаниями — стратегическими партнерами (их у вуза почти 200) реализуется каждая образовательная программа. Первокурсников по траектории обучения сопровождают тьюторы из числа преподавателей и старшекурсников, а после треть­его курса, когда студенты получают право сменить эту траекторию, у них появляются менторы из представителей предприятий — лидеров отраслевых рынков. Они помогают студентам профессионально определиться и справиться с учебой. Сотрудничая с вузом, работодатели уточняют для него свою потребность в компетенциях, которые они хотели бы видеть у выпускников. Заинтересованы они и в экономии ресурсов, которые приходится тратить на доучивание молодых сотрудников. Чтобы помочь менторам четче осознать свои функции, в СГЭУ запустили специальную программу для их подготовки.

На третьем курсе студенты погружаются в предпринимательскую среду и начитают готовить выпускные квалификационные работы в форме бизнес-проекта. Будущие специалисты разных профилей объединяются в команды, применяя полученные в вузе навыки (включая сквозные) в ходе реального воплощения своей идеи. В апреле университет стал одним из 35 вузов, заключивших соглашение с АНО «Россия — страна возможностей» о создании на своей базе Центра компетенций. Это открывает перед студентами новые возможности для формирования лидерских, управленческих качеств и профессиональной самореализации.

В Томске, где сегодня все вузы и академические институты объединяются в единый «Большой университет» для решения общих проблем, разработка и реализация совместных образовательных, научных, технологических и инфраструктурных проектов наряду с решением основных задач способствуют развитию надпрофесссиональных навыков обучающихся. Чтобы помочь студентам самоорганизоваться, адаптироваться к графику учебы и все успевать, здесь создали микрокурсы по универсальным компетенциям. Теперь, как рассказала директор по развитию ассоциации некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций» Лилия Кирьянова, с помощью специального приложения каждый может освоить небольшой блок учебного материала (к примеру, прослушав короткую лекцию или подкаст по дороге в вуз). Предварительно в Национальном исследовательском Томском государственном университете было проведено исследование, которое показало: зачастую студенты бросают учиться именно по причине дефицита гибких навыков, поэтому было решено привлечь им в помощь так популярные сегодня в мире технологии микрообучения. Кроме того, для учащихся томских вузов разрабатывается единая система курсов по предпринимательству и предприимчивости.

В рамках консорциума для студентов старших курсов, магистрантов и аспирантов в этом году впервые запустили кросс-дисциплинарные модули по инструментам анализа и дизайн-мышлению. С помощью этих методов им предлагается решать кейсы партнеров — компаний «ЭФКО» и BIOCAD. Как отмечали спикеры, наиболее продвинутые крупные предприятия охотнее идут на сотрудничество с университетами, с остальными надо работать адресно и точечно. Другая проблема — пассивность студентов. Более отзывчивы на участие в разного рода дополнительных активностях, которые предлагает вуз или работодатель, лишь порядка 30% от общего контингента.

Майская «Неделя образования» проходила в дни, когда завершался прием заявок на конкурс «Лидеры России», который ежегодно организует на своей платформе «Россия — страна возможностей». По оценке Л.Кирьяновой, именно там накоплена самая мощная в стране система оценки soft skills. В текущем году в конкурсе впервые появился трек для студентов. Участники смогут проверить свой уровень владения такими компетенциями, как лидерство, нацеленность на результат, планирование и организация работы, системное мышление и др.

«Мы считаем, что потенциал трека огромен, поэтому хотим помочь ребятам реализоваться, — прокомментировал эту новацию заместитель министра науки и образования Александр Нарукавников. — Участвуя в конкурсе, наши студенты получат беспрецедентный опыт, комплексную оценку компетенций с подробным отчетом о своих сильных и слабых сторонах, рекомендации по их дальнейшему развитию. Победителей ждут сертификаты на дополнительное образование и стажировки в органах госуправления и на крупных предприятиях страны».

Татьяна Возовикова

Нет комментариев