Плоды совмещения. Очникам, поработавшим во время учебы в вузе, предлагают зарплаты повыше

С помощью мониторинга трудоустройства выпускников, проводимого под эгидой Минтруда и Рос­труда, Минобрнауки оценивает отдачу от инвестиций в высшее образование и эффективность стратегии подготовки специалистов в вузах России. «Доказательная политика — это вид государственной политики, предполагающий принятие управленческих решений на базе научных исследований и анализа данных», — отмечают специалисты Центра междисциплинарных исследований человеческого капитала НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). На основе результатов мониторинга ученые подготовили доклад «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы». Он был представлен на XXIII Ясинской международной научной конференции. Научный редактор — заведующий лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

Какой уровень образования дает больше шансов на быстрое и успешное трудоустройство после выпуска; как распределяются по стране молодые специалисты, покидая свои альма-матер; обладателей каких профессиональных знаний и навыков особенно не хватает сегодня реальному сектору экономики; влияет ли гендерная принадлежность, а также совмещение учебы и работы на востребованность выпускника работодателями после его выхода из университета — ответы на эти и другие вопросы есть в докладе экспертов «Вышки». Выводы ученых позволяют получить обобщенное представление о текущей ситуации на российском рынке труда, увидеть динамику основных тенденций, а также составить представление о развитии экономики регионов. Кроме того, приведенная ими статистика показывает, насколько выбор получающих высшее образование отвечает потребностям работодателей и достаточно ли иметь диплом, чтобы рассчитывать на перспективное рабочее место по окончании вуза.

Начнем с конца — опыт работы выпускника по-прежнему ценен: совмещавшие учебу и трудовую деятельность могут сразу рассчитывать на более высокий заработок в отличие от тех, кто за студенческие годы не проработал хотя бы месяц. По данным аналитиков, с опытом работы из стен альма-матер в 2018 году вышли 54% очников бакалавриата и специалитета, а также 78% выпускников очной магистратуры. Наибольшую долю в обеих группах составляют учителя (62% и 85% соответственно), наименьшую — юристы (38% и 68%). На момент измерения (спустя три года после выпуска) зарплатное преимущество подрабатывавших в годы учебы в среднем было заметно выше, нежели тех, кто закончил вуз с красными дипломом.

Доклад фиксирует, что половина выпускников 2018 года в 2021-м была занята в сферах образования (13%), науки (12%), обрабатывающих производств (10,6%) и торговли (13%). Как отмечают эксперты НИУ ВШЭ, три из этих сфер (кроме науки) характеризуются зарплатами ниже средних в экономике, в торговле же высока доля обладателей дипломов по самым разным специальностям. Аналитики считают, что такая концентрация специалистов разного профиля в одной отрасли «сигнализирует о наличии неэффективностей и несоответствии спроса и предложения навыков в ряде регионов и направлений подготовки». Что касается наиболее высокооплачиваемых отраслей, к которым относятся добыча полезных ископаемых (в среднем 108,5 тысячи рублей), информация и связь (86,3 тысячи), финансы и страхование (77,7 тысячи), то там занято относительно немного выпускников (менее 20% от общего числа).
Наибольшая доля трудоустроенных по специальности наблюдается среди медиков (77%), их зарплаты в среднем составляют 68,7 тысячи рублей, и самые высокие (90,8 тысячи) получают те, кто устроился в научные организации. На втором месте — педагоги: 62% работают в сфере образования со средней зарплатой 46,7 тысячи рублей.

Согласно приведенным в докладе данным, уровень спроса на конкретные компетенции в тех или иных отраслях в регионах различен. Например, в СКФО в отличие от других частей страны лишь 14% выпускников математических и компьютерных наук трудоустраиваются по специальности. В этом регионе не хватает соответствующей инфраструктуры, тогда как в других большинство таких специалистов (45%) находит позиции в сфере информации и связи.

Самое массовое направление вузовской подготовки сегодня — инженерное дело, технологии и технические науки. Где трудоустроились выпускники этих программ? Почти 20% из них нашли работу в обрабатывающем секторе промышленности, 14% заняты в сфере информации и связи (у них наиболее высокие зарплаты, в среднем 92,8 тысячи рублей), 17% трудятся в научных организациях и 10% в торговле, остальные распределились в меньших долях по другим отраслям. Экономисты и управленцы (вторая по численности группа специальностей) распределяются по всем сферам относительно равномерно, а многие молодые специалисты направления «естественные науки» пошли в научную отрасль (26%).

В докладе показано, кто на сегодня удовлетворяет кадровую потребность бурно растущей IT-отрасли. В 2021 году там были заняты 5% от общего числа выпускников 2018 года. «Сектор предъявляет все больше спроса на компетентные кадры, которые ввиду ригидности образовательных программ и временных лагов в подготовке появляются не так быстро», — отмечают авторы. Всего 38% выпускников направления математических и компьютерных наук трудоустроены в этой отрасли, составляя лишь только 11% от всех специалистов, занятых в сфере информационных технологий. Зато почти наполовину (46%) закрыть потребность в кадрах помогают инженеры и на 21% — выпускники в сфере экономики и управления — с хорошей математической базой. В основном, как подчеркивают эксперты, за счет тех, кто окончил ведущие вузы, что свидетельствует о неоднородности экономического образования и формировании разных компетенций у студентов в рамках образовательных программ со схожими названиями. Пятую часть трудоустроенных в IT-отрасли составляют выпускники других направлений подготовки.

Перемещение молодых специалистов после получения высшего образования из регионов обу­чения идет не так активно, как переезд абитуриентов при поступлении в вузы. Однако процент нашедших работу в другой точке страны достаточно высок — более 39%. Основные направления этой миграции — с юга на север и с востока на запад. В большей степени переменой мест охвачены экономисты и управленцы (44% выпуска), а также юристы (41%), в наименьшей — учителя и специалисты в области естественных наук (менее 30%).

Явное большинство покинувших пределы своего региона (81%) оседает в Москве. Чаще других уезжают из мест получения образования выпускники Сибирского ФО. Только 56% из них трудоустроились по месту учебы, а треть нашла работу в Центральном ФО. Его выпускники вузов наименее мобильны — 85% остаются трудиться там, где учились. Отличается этим и Дальневосточный ФО (79%). Фиксируя дисбаланс между кадровым предложением образовательных центров и быстро меняющейся структурой спроса рынка труда, эксперты приходят, в частности, к заключению о том, что планирование в области образования на региональном уровне должно координироваться с перспективами социально-экономического развития регионов.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев