Пазлы по заказу. СФУ развивает корпоративное образование

08.11.19

В земных недрах Красноярского края скрывается чуть ли не вся таблица Менделеева — это ведущий в стране регион по запасам угля, золота, меди, никеля, металлов платиновой группы и многих других полезных ископаемых. История их освоения насчитывает десятилетия. Неудивительно, что в таком регионе появилась своя система горно-металлургического образования. В эти дни ей исполняется 60 лет. Юбилей — повод вспомнить историю, оценить настоящее, всмотреться в будущее.
В далеком 1959 году начался первый учебный год в Красноярском институте цветных металлов, бывшем Московском институте цветных металлов и золота, решением Совета министров СССР переведенном в Сибирь. В конце 2006 года он вошел в состав создаваемого Сибирского федерального университета (СФУ). Ключевой принцип его деятельности остался тем же — взаимодействие с работодателями как в образовательной, так и в научно-исследовательской деятельности. Но формы этого взаимодействия меняются.

— Раньше, говоря с нашими партнерами об образовательном процессе, мы не задумывались ни о сроках подготовки специалистов, ни об их адаптации на предприятии — существовал настроенный механизм без видимого эффекта, — рассказывает директор Института цветных металлов и материаловедения СФУ Владимир БАРАНОВ. — Выпускали специалистов широкого профиля. Ситуация начала меняться в 2007-2008 годах, с переходом на двухуровневую подготовку. Стремление определить роль выпускников бакалавриата и магистратуры в реальном секторе экономики привело к выстраиванию новых взаимоотношений с компаниями. Первым стал «РУСАЛ»: по договоренности с ним мы начали обучать первую корпоративную группу — ребят из всех точек, где работала компания, — Иркутска, Братска, Богучан, Саяногорска. Представители компании сами выезжали на места, проводили опросы, смотрели на уровень мотивации и знаний по естественнонаучным дисциплинам и приглашали поступать в СФУ. «РУСАЛ» оплачивал большую часть расходов студентов, которых договор обязывал после окончания учебы отработать в компании два-три года. После многих обсуждений мы начали переход к профильному обучению с ориентацией на рыночный спрос компании и ее заказчиков.
Горные и металлургические предприятия развиваются очень быстро. Например, возникла потребность в сплавах повышенной прочности. Их надо разработать. Но на подготовку нужного специалиста требовалось четыре-пять лет. В этом плане вуз был очень инертен. В двухуровневой системе, оказалось, есть рациональное зерно: в бакалавриате мы готовим специалиста широкого профиля, давая глобальные, фундаментальные знания, в магистратуре даем знания специальные. За два года магистрант может решить поставленную компанией конкретную производственную задачу. Поэтому следующим шагом стало создание корпоративных магистерских программ. Сейчас их двенадцать, они универсальны, состоят из блоков или пазлов, которые при определенной трансформации обеспечивают быструю подготовку специалистов нужного компании профиля.
Например, одна из программ — «Управление литейными технологиями» — больше направлена на подготовку инженеров-исследователей. Корпоративные студенты имеют право получать дополнительные знания — с привлечением ведущих специалистов «РУСАЛа» и мировых экспертов. В течение каждого учебного года они проходят одну-две таких программ-модулей. В первую очередь, знакомятся с корпоративной культурой, изучают иностранные языки. В 2012 году по инициативе компании был организован пятимодульный курс по психологии и командной работе. По направлению «Металлургия» у нас сейчас учатся корпоративные студенты трех компаний: «Полюс», «Красцветмет» и «РУСАЛ». Особое внимание мы уделяем дополнительному образованию уже работающих сотрудников. Мы стали неким хабом, например, и для ­«РУСАЛа»: на своих площадках собираем менеджмент из разных точек для обучения под разные задачи.
С запросами компаний связаны и научные проекты: специалисты института ежегодно выполняют 10-12 различных НИР и НИОКР. Вот некоторые из ярких результатов. Создана уникальная проводка из алюминия, по своим свойствам и характеристикам не уступающая медной, но она дешевле и может производиться на основе местного сырья. Разработана технология удаления водорода из сплавов и создан ковш, который на 95% избавит алюминиевые расплавы от водорода. Получены новые сплавы для судо- и автомобилестроения. Многие разработки опробованы в реальных производственных условиях, с великолепным результатом. Для университета это уникально!
Когда 60 лет назад в крае начало формироваться горно-металлургическое образование, оно было ориентировано на нужды крупных компаний. В вузе научные исследования практически не велись, зато хорошо финансировалась государством отраслевая геологическая наука. После перестройки она исчезла, академические институты были нацелены на решение узких и не связанных с производством проблем. Тогда роль отраслевых институтов был вынужден взять на себя вуз.
Сегодня геологическая наука в СФУ сосредоточена в Институте горного дела, геологии и геотехнологий СФУ. Его директор профессор Владимир МАКАРОВ видит большую проблему в том, что существующие металлургические компании реализуют ценную продукцию с очень низкой добавочной стоимостью. На экспорт идет сырье, а не высокотехнологичный продукт, и экономика страны очень много теряет от этого. Вызывает тревогу и то, что огромное количество техногенного сырья остается невостребованным, не вовлекается в повторную переработку.
— Отходы горного производства могут быть и ресурсом с большим потенциалом, и экологически неблагоприятным объектом, требующим внимания, — что-то надо делать, чтобы не поднималась вредная пыль, чтобы не выходила вода с высоким содержанием тяжелых металлов, — говорит В.Макаров. — Необходимо заниматься утилизацией, провозглашать идеологию полного и комплексного использования. Такие задачи стоят перед нашими учеными. На базе института есть научная школа по оценке, освоению и переработке техногенного сырья. В части прикладной геологии и горного дела мы закрываем практически весь спектр потребностей промышленности: поиск полезных ископаемых, оценка и разведка, геологическое картирование…
Знаковым событием стало открытие в СФУ в 2017 году R&D-центра компании ПАО «ГМК Норильский никель». Она ставит ученым конкретные задачи. Речь пока идет о ее Заполярном филиале, но, с другой стороны, институт стал взаимодействовать с разными ее подразделениями: горными, металлургическими, обогатительными.
— Мы, конечно, занимаемся прикладными исследованиями, но порой выходим на фундаментальные вещи, — замечает В.Макаров. — Например, изучая хвостохранилище компании «Полюс», с молодежным коллективом мы «зацепили» интересную проблему миграции золота, обнаружили новообразованные минералы. Исследуя поведение золота на поверхности в экзогенных условиях в техногенной системе, нельзя не провести параллель с природными процессами. Вот грань фундаментальной и прикладной науки!

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев