Охота на стартапы. Студентов завлекают в бизнес

Правительство одобрило включение программы «Стартап как диплом» в национальный проект «Наука и университеты». Благодаря этому многие студенческие проекты смогут рассчитывать на государственную поддержку.
Такому развитию событий способствовал, в частности, премьер-министр Михаил Мишустин, весной 2021 года давший поручение министру науки и высшего образования Валерию Фалькову проработать возможность создания школ стартапов, которые можно будет интегрировать в систему высшего образования.
В середине апреля Фальков провел расширенное заседание рабочей группы, на котором эксперты обсудили, как помочь молодежному предпринимательству.
«Необходимо дать возможность людям раскрыть свои таланты. Не только пойти работать наемными работниками, но и попробовать стать предпринимателями. Это возможно только при должном создании условий в университетах, институтах и общественных организациях. Стартапы и акселераторы должны быть рядом со студентами», — приводит слова министра пресс-служба Минобрнауки.
А в поддержке авторы перспективных идей, к слову, нуждаются сильно — об открытии своего бизнеса задумывается все больше молодых людей.
В январе 2021 года эксперты президентской платформы «Россия — страна возможностей» и группа компаний «ЭФКО» опросили 10 тысяч студентов российских вузов и выяснили, что 61% из них рассматривает возможность начать свое дело, при этом четверть планирует стать предпринимателями в ближайшее время, а 4% уже смогли запустить собственный бизнес.
Несмотря на то что тягу молодежи к предпринимательству всегда поощряли как сами вузы, так и власти, этого, судя по всему, недостаточно. По данным экспертов, Россия по относительному числу стартапов в 15 раз отстает от Германии и в 37 от Сингапура, а по общей предпринимательской активности вообще занимает 80-е место. Заставляет задуматься и другой показатель: лишь 3% российских стартапов рождаются в университетах, в то время как в мировой практике эта цифра составляет не менее 20%.
В надежде взрастить новое поколение бизнесменов с 2019 года выпускникам российских вузов дали возможность предоставлять на рассмотрение Аттестационной комиссии не диплом, а стартап. По данным мониторинга Минобрнауки, за год студенты защитили 308 выпускных квалификационных работ, из которых 117 были реализованы, а 54 даже смогли привлечь инвесторов.
Поддержкой подающих надежды будущих предпринимателей, успешно защитивших свои стартапы в качестве дипломных проектов в рамках программы Минобрнауки, озаботились в Госдуме. Депутаты предложили кабмину выдавать им гранты правительства в размере от 300 до 500 тысяч рублей на развитие своего бизнес-проекта в регионе. В обращении на имя первого зампредседателя Правительства РФ Андрея Белоусова отмечается, что к 2021 году к проекту «Стартап как диплом» дополнительно присоединились 25 субъектов Федерации. Наиболее популярными темами дипломных работ — стартапов стали сфера услуг и торговли (в том числе открытие интернет-магазинов), а также информационные технологии (веб-разработка, нейронные сети, искусственный интеллект, обработка изображений, облачные технологии).
Планирует государство финансово посодействовать и стартап-студиям студенческого технологического предпринимательства в вузах. Вышедшее в марте 2021 года специальное постановление Минобрнауки подразумевает предоставление грантов студенческим организациям по результатам особого конкурса на трехлетний период. Предельный размер такой субсидии составит 30 миллионов рублей за год.
Победители конкурса будут обязаны найти внебюджетные средства в объеме не менее 25% от суммы гранта в первый год, 50% — во второй и 75% — в третий. Это могут быть как деньги самой организации, так и финансирование из внешних источников.
Как заявил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, власти планируют привлечь на инициативы, связанные с поддержкой студенческого бизнеса, более 80 миллиардов инвестиций. По его словам, этих средств должно хватить на помощь 30 тысячам стартапов.
Благодаря всем этим мерам государство рассчитывает увеличить количество бизнес-проектов и вовлечь как можно больше студентов в предпринимательство.
Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев