29.06.22
В Государственной Думе прошли парламентские слушания, посвященные развитию системы высшего образования в России.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что современный образ системы высшего образования России формировался в конце 1990-х — начале 2000-х годов, в иных экономических и геополитических реалиях. Существенное влияние на развитие системы образования на том этапе оказали идеи и принципы, отраженные в Болонской декларации. Ряд из них были имплементированы в российское законодательство.
«Вместе с тем, важно, чтобы академическая мобильность развивалась на принципах и на модели, которые в принципе соответствуют интересам нашей страны, чтобы нам не стать интеллектуальными донорами для других стран», — подчеркнул Фальков.
Анализируя сложившейся подход к системе высшего образования в РФ, министр отметил, что часть принципов Болонской системы оказались недостаточно эффективными. В частности, по ряду направлений подготовки бакалавров типичный четырехлетний срок обучения был недостаточным для полноценной подготовки выпускников к профессиональной деятельности. В результате ряд ведущих университетов по собственной инициативе перешли на 5-летние программы подготовки бакалавров. В ряде случаев работодатели так и не признали уровень бакалавриата достаточным для занятия ключевых позиций в своей профессиональной сфере.
Валерий Фальков высказал еще одно принципиальное замечание. Магистратура изначально задумывалась как специальный уровень углубленной и специализированной подготовки, но этого не произошло. За исключением группы вузов, для решения данной задачи у университетов не хватило организационных, кадровых, методических ресурсов и соответствующей учебно-лабораторной базы, сказал министр.
Нет комментариев