Между «хочу» и «надо». Как помочь студентам избежать дилеммы

Главная тема исследований профессора факультета психологии МГУ Тамары ГОРДЕЕВОЙ — мотивация деятельности. Поиск ответов на вопросы, как добиться, чтобы учеба и работа были в радость и детям, и взрослым? А они подбрасывают Тамаре Олеговне все новые острые проблемы, и ей приходится их решать уже более 20 лет.

— Считаю, мне очень повезло, что я погрузилась в эту интереснейшую тему, в частности, как повысить мотивацию студентов. Ее, к величайшему сожалению, часто не хватает, она гаснет как целеустремленность и вера в себя: а получится ли, а стоит ли продолжать? И испытывать эти чувства молодые люди начинают в самый разгар учебы, где-то на 3-4 курсах.

— А почему, ведь в вузы они идут сами (во всяком случае в большинстве случаев), не то что в детский сад и школу? Куда девается мотивация?

— Действительно, вуз молодые люди выбирают сами, но чем при этом руководствуются? Это раньше абитуриенты готовы были по нескольку раз сдавать экзамены, скажем, в медицинский. Сегодня не так. Их намерение, куда пойти учиться, зависит от престижности вуза, возможности трудоустройства после его окончания. Но главное — проходной балл ЕГЭ и конкурс. (О чем свидетельствуют социологические опросы поступающих.) Ребята нервничают, да так, что нередко переживают стресс. Конечно, касается это не всех, но многих.

— Но они поступают, учатся. И что тогда?

— На 1-2 курсах им все в диковинку и в радость: они привыкают к вузовской обстановке, внимают профессорам, обзаводятся знакомствами… На 3-4 курсах ищут работу — и первое разочарование: университет слишком мало предлагает практических знаний, в данный момент столь им необходимых. Критически осмысливая систему образования, они убеждаются, что едва ли не по большинству предметов получают лишь общие сведения. Специальные курсы, которые так им нужны, отсутствуют или их очень мало. И мотивация к учебе ослабевает.

Вуз между тем требует: студенты не должны отвлекаться, а глубоко погрузиться в учебный процесс. Так постепенно возникает разрыв между требованием университета — раз поступил, значит, «надо», значит, «давай» — и желанием студентов — «хочу». Одно дело, если в университете действует рейтинговая система, позволяющая распределять свою активность в течение семестра, предлагающая выбор отчетности, и другое, если ее нет.

— Как быть? Где выход из тупика?

— На мой взгляд, университет должен с пониманием отнестись к запросам молодежи и занять более гибкую позицию. Предложить, например, как можно больше различных курсов, разрешить студентам самим выбирать преподавателей и темы при подготовке курсовых работ и диплома, менять преподавателей во время обучения. А лекции хорошо бы выкладывать в Сеть и открыть к ним доступ. Естественно, это далеко не все: не забудем, что мотивацию студентов к учебе питает их стремление к познанию и саморазвитию, а еще самоуважение. Молодые люди хотят себя уважать за приобретаемые знания и проявленное при этом упорство. Это дает им чувство уверенности. И преподаватели должны их в этом поддержать.

— Вопрос, как этого добиться?

— Едва ли не первый шаг — увеличить общение с преподавателями. Оно должно быть не случайным, не разовым, а развиваться на постоянной основе. Молодых людей следует подключать к исследованиям, не ограничиваясь одной только практикой. Помочь могут даже игры — особые, деловые. Скажем, я предлагаю своим студентам игру «Дебаты». Темы выбираем вместе. Одна из них и им, и мне кажущаяся актуальной — обсуждение достоинств и недостатков балльно-рейтинговой системы оценки знаний. Группа делится на команды «за» и «против», а также судей. Команды тянут жребий — за какую позицию они выступят — и две недели готовятся. Судьи делают то же самое: пишут эссе на тему дебатов, на которые и опираются участники. Выступления регламентированы — максимум восемь минут. Противники задают друг другу каверзные вопросы, и страсти накаляются. Сторонники доказывают: да, система полезна, она мотивирует студентов упорно заниматься и готовиться к сессии не за два дня до экзаменов, а весь семестр. Помогает установить контакты с преподавателями, наладить с ними связь (и обратную тоже), чтобы знать, куда и как двигаться дальше. А оценки должны быть дифференцированными и обоснованными.

Противников раздражают строгий контроль, постоянно звучащее требование «надо». В наборе баллов они видят лишь жесткое средство давления и подстегивания конкуренции, но никак не заботу вуза о получении студентами знаний и качественного образования. Студенты соревнуются в борьбе за баллы и не заинтересованы помогать друг другу, кооперироваться. Таков школярский подход к учебе, уверены противники, поэтому систему лучше отменить. Судьи по специальной шкале оценивают позиции обеих сторон, решают, кто был более убедителен, какие аргументы оказались сильнее. Для преподавателей важно, конечно, не кто победил — главное, чтобы молодые люди, активно участвуя в обсуждении, учились думать, высказывать и защищать свою позицию, оценивать контрдоводы.

— Что еще нового предлагает наука?

— Есть и так называемый метод перевернутого класса. Чтобы лекции проходили более интересно, насыщенно, студентов заранее знакомят с их темами. Узловые, главные тезисы предстоящего обсуждения выкладывают в Сеть, чтобы студенты могли подготовиться и задать вопросы лектору и тем самым участвовать в дискуссии. В Высшей школе экономики этот метод уже применяется. К тому же «Вышка» увеличила количество семинарских занятий, выделила ассистентов для преподавателей-лекторов, ввела систему оценки их работы. Студенты заполняют анкеты, выставляют оценки профессорам, и самых достойных вуз поощряет надбавкой к зарплате. Надбавка увеличивается, если студенты выбирают их из года в год. Награждаются и научные руководители лучших исследовательских и дипломных работ, они получают особый статус. Нововведение эффективно: побуждает преподавателей критически к себе относиться, улучшать стиль преподавания и качество подготовки. А студентам важно, что их мнение для вуза решающее, что им доверяют.

— Подытожим в заключении: как мотивировать студентов?

— Необходимо, на мой взгляд, поддерживать как можно больше интерактивных форм преподавания и обучать этому наставников. Напомню слова Эйнштейна: «Если преподаватель распространяет вокруг себя дыхание скуки, то в такой атмосфере все захиреет». Известно, что можно быть очень хорошим исследователем и нудным преподавателем, — это разные стили мышления и опыта. Учтем, что студенты с энтузиазмом воспринимают всякого рода практики и научную деятельность. Вот и надо предлагать им как можно больше подобных проектов. На нашем факультете психологии МГУ студенты (в рамках отдельных курсов) пишут статьи в русскоязычную «Википедию», понимая, какую ответственность несут перед читателями. Участвуют в социальных проектах: помогают, например, подросткам из детских домов вместе с актерами играть в театральных постановках. Но скажу и про преподавателей: нельзя еще больше их нагружать, наоборот, необходимо освобождать. У них должно оставаться время для общения со студентами, чтобы осваивать так называемые проблемно-ориентированные формы обучения, пробуждающие активность молодых людей, втягивающих их в обсуждения. Короче, добиваться, чтобы им было интересно, чтобы молодым людям не приходилось разрываться между «хочу» и «надо». Тогда сама собой отпадет мучающая многих проблема мотивации.

Юрий ДРИЗЕ

Нет комментариев