Меняется ландшафт. Пандемия выдвигает новые приоритеты в образовании - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Меняется ландшафт. Пандемия выдвигает новые приоритеты в образовании

Развитие системы высшего образования в период пандемии и после нее стало предметом обсуждения российских и европейских специалистов в рамках круглого стола «Новые образовательные модели и практики, включая интернационализацию образования, в эпоху COVID-19», организованного на онлайн-площадке Томского государственного университета. Модераторами мероприятия выступили заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова и глава секции по науке и технологиям представительства ЕС в России Лоран Бошеро. В обсуждениях приняли участие представители ведущих университетов России и Европы, студенческих ассоциаций, работодателей и международных научно-образовательных организаций, а также члены Европейской комиссии и Ассоциации европейских университетов. Главной задачей круглого стола его участники назвали обобщение передового опыта и выработку рекомендаций для формирования национальных политик стран в сфере образования в условиях пандемии.

Открывая мероприятие, Огородова отметила, что идея его проведения возникла во время онлайн-встречи губернатора Томской области Сергея Жвачкина и посла ЕС в России Маркуса Эдерера летом этого года. Тогда предлагалось обсудить, как системы образования России и Евросоюза приспосабливаются к новому вызову – пандемии COVID-19.
Приветствуя участников круглого стола, директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Наталья Трухановская отметила значимость обсуждаемых вопросов, ответы на которые окажутся полезными не только «в экстренных условиях»:

“Мне кажется очень важным и значимым, что эта тема поднимается глобально, поскольку образовательное пространство едино и должно функционировать в общей системе. Наша встреча демонстрирует, что актуальные сегодня вопросы нуждаются в совместном решении. Оно поможет сохранить целостность образовательного пространства, которая достигалась на протяжении значительного периода времени”.

Особый гость круглого стола посол ЕС в России М.Эдерер отметил необходимость подготовки к новой постковидной реальности и новым внешним угрозам.

“Высшее образование и наука – это сферы, которые сегодня наиболее успешно развиваются Евросоюзом и Россией. Мы десятилетиями выстраивали мосты для того, чтобы работать и учиться вместе. Эти мосты должны оставаться основой наших отношений”, – подчеркнул посол.

Эдерер назвал основным инструментом сотрудничества программу Erasmus+, которая способствует модернизации и интернационализации образования. Он также напомнил, что Евросоюз выделяет в год почти 20 миллионов евро на сотрудничество по этому направлению и наша страна является в нем основным партнером ЕС. По словам М.Эдерера, уже 23 тысячи преподавателей и студентов поучаствовали в соответствующих программах обмена. Есть также совместные магистерские программы Erasmus Mundus, в рамках которых обучение в Европе прошли сотни студентов из России. К сожалению, отметил посол, свобода перемещения во времена пандемии ограничена. Так возникают проблемы у обучающихся в России иностранных студентов, которые не могут попасть в нашу страну из-за закрытых границ. Эти вопросы должны решаться совместно, в интересах продолжения образовательного сотрудничества. Вместе с тем, по мнению посла, необходимо заранее готовиться к постковидной эре. Новая реальность будет другой, появятся новые внешние вызовы, нельзя исключать и возможность новой пандемии. Поэтому нужно думать, как предоставлять качественное образование студентам в подобных сложных ситуациях.

“Мы очень заинтересованы в выводах и рекомендациях круглого стола. Сотрудничество Евросоюза и России в сфере науки и высшего образования будет продолжено и, скорее всего, даже расширится в будущем при запуске следующей программы Erasmus. Пандемия нас не остановит”, – резюмировал посол.

Дальнейшие дискуссии проходили в рамках трех тематических направлений: «Новые вызовы для образовательного процесса», «Академическая мобильность» и «Безопасный кампус».
О том, как далее должна развиваться система образования, рассказал ректор ТГУ Эдуард Галажинский. По его словам, благодаря оперативно принятым мерам в университетах России удалось не только сдержать распространение коронавируса, но и запустить более миллиона учебных курсов в дистанционном режиме.

“Горизонтальная коммуникация вузов помогла системе образования справиться с проблемами, но теперь нужно сделать следующий шаг. Например, запустить систему цифровых помощников в вузах, а Минобрнауки – развивать межуниверситетскую и международную мобильность”, – резюмировал ректор.

Директор программной стратегии и оценки генерального директората по образованию и культуре Европейской комиссии Стефан Херманс рассказал, как опыт пандемии в сфере образования учитывают страны ЕС. Он отметил, что в Европе очень быстро развивается цифровое образование, хотя оно и не может заменить очную форму обучения. При этом пандемия кардинально меняет образовательный ландшафт. По словам С.Херманса, одним из приоритетов Европы в следующем году станут обучающие экспресс-программы, на которых люди смогут за короткий срок повышать квалификацию в разных сферах или получать новую специальность.

“Такие короткие программы должны признаваться работодателями”, –  подытожил представитель Еврокомиссии.

Глава отдела стипендиальных программ по Северному полушарию DAAD Клаудиа Кнабель рассказала о проблемах академической мобильности. Как известно, в связи с пандемией их количество резко сократилось, при этом появилась перспектива развития виртуальной мобильности. Спрос на нее, по словам Кнабель, пока не слишком высок среди тех стипендиатов, которые рассчитывали на очное обучение, но новый формат откроет возможности для студентов с детьми, людей с физическими ограничениями и для тех, кто впервые вступает в академическую среду. Этим категориям людей трудно мобилизовать финансовые и временные ресурсы для участия в традиционных программах мобильности, поэтому они оказываются в менее выгодном положении на рынке труда.

“Наши стипендиаты все же хотят «полного погружения» во время визитов в принимающую страну, поэтому мы очень надеемся на возобновление традиционных программ обменов между Россией и Германией”, – подчеркнула представитель DAAD.

В ходе секции, посвященной устройству безопасного кампуса, участники круглого стола отмечали, что в связи с пандемией COVID-19 выявились проблемы системного характера, которые могут привести к нестабильности жизни общежитий и других университетских территорий. Шла речь и о формировании устойчивого «зеленого» кампуса, его новых функциях и ресурсах, новых пространствах виртуальной коммуникации, особом контроле безопасности пребывания в нем.

По итогам круглого стола предполагается выработать рекомендации, которые помогут вузам перестроиться на новую постковидную реальность.

Светлана БЕЛЯЕВА

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2