Лиги в руки. Выбирающим вуз дали новую подсказку

Доверившись независимой оценке Гильдии экспертов в сфере профессионального образования (в нее входят более 1100 экспертов академического сообщества, включая порядка 700 руководителей вузов и филиалов), российский абитуриент может теперь не тратить время на исследование десятков вузовских сайтов, а обратиться к порталу «Агрегатор независимой оценки высшего образования» (best-edu.ru) и ознакомиться с недавно опубликованным там Предметным национальным агрегированным рейтингом вузов. Мечтающие, к примеру, о карьере юриста, обнаружат, что это направление подготовки одинаково хорошо поставлено в Финансовом университете при Правительстве РФ и Воронежском государственном аграрном университете им. императора Петра I, а образование в области политических наук можно с равным успехом получить в Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ и Тюменском, Астраханском и других государственных университетах.

Рейтинг состоит из 55 списков (в соответствии с перечнем укрупненных групп специальностей и направлений подготовки) и охватывает все отечественные вузы (719). На каждой отдельной шкале университеты распределены не по местам, а по нескольким лигам для вузов с сопоставимыми показателями, и в границах лиг все считаются равными. Как и три предыдущих институциональных рейтинга, представленных на агрегаторе (национальный рейтинг вузов, глобальный и глобальный предметный) Предметный национальный агрегированный рейтинг построен на основе специально разработанной экспертами методики (МетАЛиг — метод анализа лиг), с которой тоже можно познакомиться на сайте. Попадание вуза в ту или иную лигу по конкретной предметной области зависит от совокупной оценки. При ее формировании эксперты исходят из представленных ранее на агрегаторе шести предметных рейтингов: по результатам профессионально-общественной аккредитации, «Оценка качества обучения», RAEX («РАЭКС-Аналитика»), «Первая миссия» и Предметный глобальный агрегированный рейтинг (российские вузы). К источникам данных аналитики применили три главных критерия: стабильная результативная деятельность на протяжении не менее трех лет, анализ ста и более вузов и предоставление всей информации в открытом доступе. На агрегаторе есть данные об аккредитационных агентствах и экспертных центрах, а также их рейтинг.

В ходе онлайн-презентации нового продукта, приуроченной к 26-й годовщине начала формирования системы аккредитации образования в России (отмечается 22 апреля, в день создания первого аккредитационного центра), директор Национального фонда поддержки инноваций в сфере образования Владимир Наводнов озвучил некоторые статистические данные, выявленные в ходе исследования. Так, в пять глобальных рейтингов вузов, включая QS, THE, ARWU (Шанхайский), Performance Ranking of Scientific Papers for World University (Тайваньский) и Best Global University Ranking (USnews), на сегодняшний день входят 55 российских университетов. Больше всего их представлено в THE (39 вузов и 388 программ). В институциональные версии рейтингов включены 82 наших вуза.

Что касается независимой профессиональной экспертизы, то соответствующие сертификаты на данный момент получили порядка 4% образовательных программ (1691), а 418 прошли международную аккредитацию, что важно для привлечения иностранных студентов. По словам Наводнова, интерес к получению такой оценки в последнее время заметно растет, как и ее влияние на управленческие решения регуляторов.

Университеты с самыми высокими показателями находятся в премьер-лиге предметных списков. Там по большей части  преобладают брендовые и статусные вузы. А вот в первой лиге эти университеты, как правило, соседствуют с региональными — как классическими, так и отраслевыми. К примеру, на шкале «Информатика и вычислительная техника», которая включает 324 вуза, первая лига объединила НИУ и столичные университеты:  Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева, Московский политехнический университет, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М.Губкина и другие с Кубанским и Пензенским государственными технологическими университетами, Алтайским государственным техническим университетом им. И.И.Ползунова, Амурским, Астраханским, Воронежским государственными университетами и еще с целым рядом высших учебных заведений из разных концов страны. Это один из самых объемных предметных списков рейтинга, как и «Юриспруденция» (283 вуза), «Психологические науки» (242) и «Образование и педагогические науки» (239). Однако наиболее обширен перечень высших учебных заведений, готовящих специалистов в области экономики и управления (501).
А вот самую короткую шкалу составляют вузы, реализующие образовательные программы по профилю «Экранное искусство» (там есть МГУ, и он в четвертой лиге). Совсем немногие университеты готовят и по направлению «Оружие и системы вооружения». В рейтинге таких всего 16, в премьер-лиге — только Бауманка. Новый ресурс позволяет быстро сделать выборку учебных заведений с программами нужного профиля, при желании — по признаку ведомственной или территориальной принадлежности, а затем самостоятельно проанализировать полученную информацию. Составителей рейтингов (включая самые именитые) традиционно критикуют в международном образовательном сообществе за недостаточно объективные подходы. Эксперты, агреригующие эти продукты, рассчитывают на то, что совокупность субъективных мнений может дать относительно объективный результат.

— На портале собраны все признанные независимые процедуры оценки качества образования. Мы предлагаем сетевую, общественную, я бы даже сказала, народную модель такой оценки, — заявила директор Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Галина Мотова. — На мой взгляд, такой подход позволяет отказаться от монополизма в оценке вузов и предложить действительно объективную оценку качества высшего образования в России.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев