Из вуза — на взлет. Университетские разработки бороздят небеса

В День студента, прошедший в рамках программы XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021, правом на бесплатное посещение выставки воспользовались более четырех тысяч учащихся университетов и колледжей. Знакомясь с экспозицией салона, они смогли увидеть разработки своих альма-матер и оценить вклад вузовской науки в развитие авиакосмической отрасли: проекты разного рода летательных аппаратов и их деталей, уникальные приборы, технологии и материалы.

Вот несколько ярких примеров вузовских достижений.

НИУ «Московский авиационный институт» (МАИ), победивший в конкурсе экспонентов «Золотые крылья» (номинация «Молодые кадры»), впечатлил гостей целой линейкой продуктов высокого интеллекта, включая легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал». Его опытный образец создан на базе Отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолетостроения МАИ по заказу компании «Байкал-Инжиниринг» и призван продолжить дело легендарного кукурузника Ан-2. Моноплан стал одним из «гвоздей» экспозиции летательных аппаратов. На стенде МАИ была представлена детализированная модель самолета, который в конце этого года должен совершить свой первый полет. Проработать вопрос об использовании самолетов «Байкал» во внутренней авиации Татарстана региональному Минпрому уже поручил президент республики Рустам Минниханов.

Еще один победитель «Золотых крыльев» (в номинации «Импортозамещение») — Уфимский государственный авиационный технический университет — презентовал поршневой двигатель нового поколения для применения в легкой и сверхлегкой авиации, включая вертолеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Сегодня машины этого класса летают на двигателях иностранного производства.
В числе экспонатов МАКС-2021 был также макет малого космического аппарата «АИСТ-3» — новинка в линейке малых спутников семейства «АИСТ», созданных специалистами Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П.Королева совместно с инженерами Ракетно-космического центра «Прогресс». Спутник почти вдвое легче своего предшественника, он способен мониторить поверхность Земли, обеспечивать широкополосный доступ в Интернет и проводить эксперименты в космосе. Его двигательная установка будет работать на «зеленом» топливе (нитрате гидроксиламмония). На борт при массе 225 кг аппарат может взять до 100 кг полезной нагрузки.

Макеты группировки наноспутников «Ярило» для изучения Солнца и его взаимосвязей с Землей (два из них были запущены в сентябре прошлого года) показал на МАКСе Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана. Их особенность — наличие экспериментальной раскрываемой конструкции типа «солнечный парус». Среди экспонируемых разработок «Бауманки» был также беспилотник, предназначенный для доставки малых научных грузов с орбитальных комплексов. После доработки он сможет самостоятельно и быстро доставлять результаты исследований космонавтов на Землю (время спуска — шесть часов).

Натурные образцы БПЛА, созданные в студенческом конструкторском бюро кафедры «Ракетное вооружение», представил на своем стенде Тульский государственный университет, тоже один из постоянных участников МАКСа.
В этом году расширил свою программу специальный раздел авиасалона Future Hub, впервые появившийся в 2019 году. На этой площадке вузы вели переговоры о сотрудничестве с научными институтами, вместе с индустриальными партнерами проводили конференции и дискуссии, мероприятия по профориентации молодежи. Так, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» стал организатором III Международной конференции на тему «Аддитивные технологии для аэрокосмоса-2021», в рамках которой прошла Школа для студентов и молодых ученых. К участию были привлечены ведущие специалисты из наших и зарубежных вузов, а также компаний и бизнес-сообществ, работающих в этой области. Международную конференцию «Математическое моделирование» для аспирантов, молодых ученых и специалистов Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф.Решетнева,

Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и других вузов в рамках Future Hub провел МАИ. Также прошли несколько круглых столов, презентаций и мастер-классов, посвященных исследованию космоса, электрификации летательных аппаратов, роли инжиниринговых центров в развитии малых инновационных предприятий авиакосмического профиля, применению квантовых технологий в авиации, подготовке и подбору кадров для отрасли и другим темам.

Для целого ряда университетов взаимодействие с представителями реального сектора на площадке МАКСа традиционно увенчалось подписанием документов о сотрудничестве. Например, холдинг «Вертолеты России» и НИУ «Московский физико-технический институт» заключили соглашение о стратегическом партнерстве в области развития вертолетной техники и программно-аппаратных комплексов на базе беспилотных авиационных систем вертолетного типа. На стенде МАИ ректор вуза Михаил Погосян и первый заместитель управляющего директора ПАО «Компания «Сухой», директор ОКБ «Сухого» Михаил Стрелец поставили подписи под соглашением о тестировании, отработке и испытании созданной специалистами университета цифровой платформы весового проектирования летательных аппаратов. О совместной разработке образовательных программ, взаимодействии в области науки и производства договорились Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха).

Пандемия коронавируса не помешала организаторам авиасалона МАКС-2021 (Минпромторгу и Ростеху) привлечь на его площадку более 800 экспонентов из 56 стран мира (как очно, так и дистанционно) и даже нарастить объем деловой программы. Тысячу с лишним квадратных метров выставки заняли национальные экспозиции Бельгии, Германии, Ирана, Канады, Белоруссии, Франции и Чехии, немного меньше площади выделили одному Казахстану. В ходе более ста деловых мероприятий с участием порядка пяти тысяч специалистов (включая две тысячи посетителей мероприятий Future Hub в конгресс-зале) прозвучали 350 докладов. Общее число реальных посетителей салона — 135 тысяч за шесть дней. Это не в пример меньше, чем в прошлые годы, когда их ежедневное число доходило до 150 тысяч. Однако новый гибридный формат МАКС-2021 позволил существенно расширить его аудиторию в соцсетях: охват оценивается более чем в два миллиона пользователей.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев