Аспирантура: наметился выход из кризиса — НИУ ВШЭ

27.05.2022

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представляет данные о подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2021 году и анализирует их динамику с 2010 года.

Главные выводы:

  • Динамика ключевых показателей, характеризующих востребованность аспирантуры в России и ее эффективность, с 2010-го по 2019 г. оставалась отрицательной. Лишь в последние годы эту долгосрочную тенденцию удалось преодолеть — аспирантура стала привлекательным жизненным шансом для большего числа россиян.
  • В 2021 г. на программы обучения аспирантов были приняты 28 тыс. чел. (+12,4% относительно 2019 г.). Общая численность аспирантов достигла 90,2 тыс. чел., увеличившись за 2019–2021 гг. на 7%. Тем не менее, даже несмотря на динамику последних двух лет, пока далеко до уровня 2010 г., когда численность аспирантов в России была почти вдвое больше.
  • В подготовке научных и научно-педагогических кадров ведущую роль продолжают играть вузы: здесь обучаются почти 90% аспирантов, причем их численность за последние два года выросла на 7,8% (до 78,1 тыс. чел.).
  • Постепенно улучшаются показатели эффективности деятельности аспирантуры: в 2021 г. выпуск составил 14,3 тыс. чел., из них 10,5% защитили диссертации в период подготовки, что несколько выше показателя 2019 г. (8,9%). Тем не менее организациям, реализующим программы аспирантуры, пока не удается восстановить уровень 2010 г., когда с защитой диссертации в нормативный срок выпускался каждый четвертый (28,5%).
  • Особенностью последних лет стало изменение возрастной структуры аспирантов в сторону старших возрастных групп. Если в 2010 г. в аспирантуре обучалась в основном молодежь до 25 лет и 25–29 лет (50 и 34,8% соответственно), то в 2021 г. каждый второй аспирант — в возрасте от 25 до 29 лет и почти 30% — старше 30 лет.
  • Россия занимает шестое место по численности обучающихся по программе МСКО 8 «Докторантура или ее эквивалент» в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО 2011). Ее опережают США, Германия, Турция, Бразилия и Великобритании.

Пресс-служба НИУ ВШЭ

Нет комментариев