Здоровый сон. Люди начали создавать комфортные условия для сна больше 200 000 лет назад

Исследователи южноафриканской пещеры Бордер, или Пограничной пещеры, известной археологической стоянки, расположенной в скале на границе государства Эсватини (это бывший Свазиленд) и провинции Южно-Африканской Республики Квазулу-Натал, обнаружили следы травяного ложа, созданного людьми в спальной зоне пещеры по меньшей мере 200 000 лет назад. Публикация об этом появилась в Science. Спальное место находится в глубине пещеры и представляет собой снопы широколиственной разновидности травы проса, уложенные на слой пепла. Сегодня слои такого ложа выглядят как следы окаменелой травы, но она поддается идентификации с помощью увеличительной оптики и химического анализа. Исследование пещеры Бордер вела мультидисциплинарная группа из Университета Уитвотерсранд (University of the Witwatersrand) в ЮАР, французских Университета Бордо (University of Bordeaux) и Университета Лазурного берега (Université Côte d’Azur), аргентинского Института высших социальных исследований (Instituto Superior de Estudios Sociales) и Королевского Института культурного наследия (Royal Institute for Cultural Heritage) Бельгии. По словам руководителя исследования, профессора южноафриканского университета Лин Уэдли (Lyn Wadley), размещение травяного ложа на слое пепла было не случайным, а продуманным планом, который позволял не только изолировать спальное место от грязного пола пещеры, но и оградить его от ползающих насекомых, пепел служил репеллентом.

«Иногда пепельное основание постели представляло собой старое травяное ложе, сожженное при уборке пещеры и для уничтожения насекомых. В других случаях для создания чистой подложки использовался древесный пепел из кострищ», — цитирует исследовательницу сообщение Университета Уитвотерсранда. Пепел в качестве репеллента использовали многие культуры — это связано с тем, что насекомым трудно передвигаться по тонкому порошку. Кроме того, пепел мешает дыханию и блокирует грызущий ротовой аппарат насекомых, а также ведет к их неизбежному обезвоживанию. При изучении древнейших пещерных спальных мест над травяным слоем иногда обнаруживали следы кустарника камфоры. Этим растением отпугивают насекомых в сельских районах Восточной Африки по сей день. «Наше исследование показывает, что более 200 000 лет назад, в самом начале существования нашего вида, люди освоили огонь, умели разжигать его произвольно, использовали пепел и лекарственные растения для поддержания чистоты стоянки и избавления от насекомых. Это было полезно и давало преимущество в выживании ранним человеческим сообществам», — говорит Уэдли.