Отразилась на здоровье. Великая депрессия оставила след в человеческом эпигеноме

Самый большой и длительный спад экономики США, переросший в мировой экономический кризис, отразился на старении людей, которым тогда только предстояло родиться. Ученые обнаружили, что клетки тех, кто был зачат во время Великой депрессии, продолжавшейся с 1929-го по 1939 годы и оставившей безработной около четверти работоспособного населения США, имеют признаки ускоренного старения. Авторы исследования, опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences, обнаружили эти признаки в эпигеноме клеток — наборе химических меток, прикрепленных к ДНК и определяющих, когда, где и как должны активироваться гены в каждой клетке организма.

Выявленный в исследовании характер распределения эпигенетических меток может отражать более высокие частоту возникновения хронических заболеваний и вероятность преждевременной смерти. Полученные результаты согласуются с уже имеющимися данными о том, что стресс и голод на ранних стадиях развития организма формируют здоровье человека на десятилетия вперед. Так, в 2008 году было установлено, что люди, зачатые во время голода, наступившего из-за блокады Нидерландов в конце Второй мировой войны, по эпигенетическим маркерам значительно отличались от своих родных братьев и сестер, рожденных в другое время: у родившихся во время голодной зимы 1944 года голландцев была отмечена повышенная частота развития метаболических заболеваний в поздние годы жизни. Это навело ученых на мысль о том, что недостаток питания на ранних стадиях развития навсегда отразился на том, как организм этих людей усваивает пищу.

Сопоставив известные маркеры старения у 800 американцев, родившихся в 1930-е годы, авторы нового исследования, которым руководила Лорен Шмитц, экономист из Университета Висконсин-Мэдисон, увидели различия в зависимости от того, в каком штате родился и вырос человек. Старение организма определяли по нескольким эпигенетическим часам, и наиболее выраженным оно оказалось в тех штатах, где рецессия была сильнее. Распределение эпигенетических меток старения коррелировало с уровнями безработицы и падения доходов в штате.

«Неясно, что именно — диета, стресс или какой-то другой фактор — ускорило старение», —

цитирует Nature News популяционного генетика Айнаш Чильдебаеву из Института эволюционной антропологии Макса Планка Лейпциге, Германия.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев