Гений гармонии. Геннадий Ягодин создавал свою картину мира

Немногим даже видным ученым удалось войти в число отцов-основателей какого-то крупного научного или образовательного направления. Среди тех, кому такая задача оказалась по плечу, — член-корреспондент РАН профессор Геннадий Ягодин. Будучи ректором Менделеевки, а потом министром высшего и среднего специального образования СССР, он стал основоположником российского экологического образования для устойчивого развития. Геннадий Алексеевич был уверен в том, что это не просто часть обучения, а гарантия сохранения человечества, продолжения цивилизации.

В Российском химико-технологическом университете им. Д.И.Менделеева состоялась XIV Международная научно-практическая конференция «Образование и наука для устойчивого развития», посвященная 95-летию со дня рождения Геннадия Ягодина. Выступившие на форуме ученые, предприниматели и общественники подчеркивали актуальность принципов устойчивого развития для трансформации экономики, выработки новых подходов к созданию продуктов и производств.

В рамках конференции прошел мемориальный симпозиум. Все его участники отмечали, что профессор Ягодин обладал гениальным предвидением востребованных самой жизнью направлений развития науки и подготовки кадров. Дочь ученого доктор биологических наук, старший научный сотрудник ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН Татьяна Соколова с теплом вспоминала о Геннадии Алексеевиче.

Он родился 3 июня 1927 года в селе Большой Вьяс Пензенской области в семье учителей. Отец преподавал химию, мать — математику. Учились родители заочно, летом уезжали в институт, а все коровы, свиньи, козы оставалось на попечении Геннадия и его младшего брата Бориса. В селе была большая библиотека, две с половиной тысячи книг, которые мальчишки с увлечением читали.

В годы студенчества в МХТИ Ягодин встретил людей, оказавших на него сильнейшее влияние, — свою будущую жену Анну Губареву (впоследствии Ягодину) и Николая Жаворонкова — в то время — директора МХТИ, создавшего в институте инженерный физико-химический факультет. Ягодин был отобран на этот факультет в числе лучших студентов. За время обучения сформировались его главные научные интересы на многие годы вперед — химия и технология циркония и гафния, а также круг друзей на всю жизнь.

После защиты диссертации Ягодин начал работу ассистентом кафедры технологии радиоактивных и редких элементов, а вскоре занял пост заместителя декана инженерного физико-химического факультета Менделеевки. Профессор Александр Майер, студенческий друг Ягодина, рассказывал мне, что Геннадий Алексеевич всегда был «самым молодым». Самым молодым выпускником школы, комсомольским секретарем, деканом. Позже он стал самым молодым заместителем генерального директора ­МАГАТЭ — Международного агентства по атомной энергии в Вене, где занимался проблемами безопасности ядерных технологий и охраны окружающей среды, руководил департаментом «Здоровье и безопасность».

Коллеги восторгались тем, как уверенно Геннадий Алексеевич владеет английским языком (после защиты кандидатской диссертации он был приглашен в Великобританию на научную стажировку в Имперский колледж Лондона). «Умение свободно разговаривать на английском языке всегда отличало его от сверстников, которые писали, что владеют английским языком со словарем», — вспоминала профессор Калерия Тютина, которая многие годы была проректором МХТИ по международным связям.

С 1966 года Ягодин — доцент, профессор, а потом ректор МХТИ им. Д.И.Менделеева. В 1985 году Геннадий Алексеевич стал министром высшего и среднего специального образования.

Геннадий Алексеевич был великолепным рассказчиком, оратором, на официальных мероприятиях всегда выступал без бумажки. Как-то после довольно неплохого доклада на городском партийном активе его вызвал первый секретарь Московского горкома партии Гришин и говорит: «Товарищ Ягодин, все заметили: вы вчера выступали без бумаги». Ягодин смутился и спросил: «Виктор Васильевич, я что-то не так сказал?» «Нет, сказали вы все правильно, но… нам показалось, вы недостаточно готовились». А вот второй эпизод весьма положительно сказался на его карьере. Президенту СССР Михаилу Горбачеву выступление Ягодина без шпаргалки, судя по всему, понравилось, и через несколько дней после этого последовало его назначение на пост министра.

Став главой министерства, а затем в 1988 году председателем Госкомобразования СССР, Ягодин приступил к реформированию учебного процесса. Было введено свободное посещение лекций, отменена военная подготовка для девушек-студенток, из программ был исключен ряд общественно-политических дисциплин, университеты получили автономию.

В 1995 году Геннадий Алексеевич инициировал создание в РХТУ им. Д.И.Менделеева Института проблем химии и устойчивого развития (ИПУР), с 2004-го в его состав вошла Высшая школа наук об окружающей среде. С 2004 года до конца жизни он был директором созданного им Московского музея образования, позднее названного в его честь. Он сам нередко встречал там студентов и увлекательно рассказывал об истории российского образования, особенно химии и экологии. До сих пор помню, как он говорил: «История развития образования и общества неотделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлеты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам столь удивительными и необъяснимыми».
Геннадий Алексеевич любил студентов, знал многих по именам, вникал в их многочисленные проблемы, старался помогать всем, кто обращался к нему за помощью. Помню, как в 1984 году он, будучи ректором Менделеевки, приехал к студентам в Талдомский район, где холодной осенью мы собирали картошку (я тогда уже был преподавателем). Профессор прибыл к нам не с грозной проверкой, а с искренним желанием помочь, облегчить непростые бытовые условия. Он привез теплые одеяла, непромокаемые плащи. Но, самое главное, поделился с нами своей сердечностью, вниманием и добротой. После его приезда даже насморк и простуда куда-то испарились.

Любимая ученица профессора Ягодина директор Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ член-корреспондент РАН Наталия Тарасова считает, что Геннадий Алексеевич — это личность масштаба эпохи Возрождения: «Он стремился создать гармоничную картину мира, где центральной была бы фигура Учителя. Мне кажется, что эту тему мы с ним обсуждали всю мою взрослую жизнь, с момента поступления в Менделеевку. Последний разговор по телефону с ним был опять о будущем университета, о том, чему и как надо учить нынешних студентов».
Менделеевка стала первым российским вузом, в котором в 1983 году по инициативе профессора Ягодина была организована кафедра промышленной экологии. Позже в ряде вузов нашей страны стали открываться отделения, готовящие специалистов этого профиля. Можно уверенно сказать, что идеи Геннадия Алексеевича живут и побеждают в работах его многочисленных учеников и талантливых последователей.

Дмитрий Мустафин,
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания

Нет комментариев