Отменить «программу смерти» организма смогли исследователи МГУ

20.03.2023

Смерть организма, вызываемая различными шоками, может быть предотвращена при помощи адресного воздействия на энергетические станции клетки – митохондрии. В работе, результаты которой опубликованы в журнале Scientific reports (Nature publishing group), ученые МГУ имени М.В. Ломоносова изучали механизм гибели животных в критических условиях, моделирующих 4 разных смертельно опасных состояния: сильная инфекция, тяжелая травма или обширное хирургическое вмешательство, переохлаждение и токсическое поражение. Применяя разработанный в МГУ митохондриально-направленный антиоксидант SkQ1, ученым удалось предотвратить гибель животных от этих шоков. Показано, что продукция митохондриями активных форм кислорода, с которой борется SkQ1, необходима для развития опасной активации системы врожденного иммунитета (т.н. цитокинового шторма), являющейся основной причиной смерти организма во многих критических состояниях.

Соруководитель работы, ведущий научный сотрудник МГУ Максим Скулачев: «Согласно главной гипотезе этой работы, сформулированной нашим научным руководителем академиком Владимиром Скулачевым, в организме живых существ заложен специальный механизм самоликвидации – запрограммированной смерти. Животное, попавшее в критическое состояние (тяжелая инфекция, обширная травма) уже «не представляет интереса» для эволюции и даже может быть угрозой для сообщества своих сородичей. В результате, с точки зрения жестокой биологической логики дикой природы, таким животным лучше пожертвовать ради процветания этого сообщества. И, похоже, в организмы самых разных живых существ, включая нас с вами – млекопитающих, заложен механизм биохимического самоубийства, который активируется в кризис. Организм стоит перед выбором: победить болезнь и выздороветь или умереть. Мы показали, что важнейшую роль в принятии этого решения играют митохондрии, а точнее активные формы кислорода, которые они производят. С помощью нашего вещества SkQ1 мы можем влиять на этот процесс и не позволить активироваться самоубийственному механизму, который важен для эволюции животных, но абсолютно вреден для человека. Результаты нашей работы открывают широкие перспективы для применения митохондриально-направленных антиоксидантов, в частности SkQ1, в предотвращении гибели человека в критических состояниях. Теперь наша цель – добавить к существующим препаратам на основе SkQ1  новые лекарства системного действия. В которых SkQ1 будет доставляться в организм в целом, а не применяться местно (на данный момент SkQ1 применятся в медицине в виде глазных капель Визомитин)».

Ректор МГУ академик Виктор Садовничий: «Идея переориентировать ресурсы проекта «Ионы Скулачева» на эту работу родилась у нас с Владимиром Петровичем в начале эпидемии COVID-19. Мы обсуждали с ним причины высокой смертности больных и в разговоре возникла мысль, что гибель этих пациентов может быть связана с активацией некоторого внутреннего вредного механизма. Очень много косвенных данных указывало на это. Причем речь идет об универсальном механизме, а не какой-то особенности именно COVID-19. В результате мы решили провести эту очень тяжелую и сложную работу. Отдельно хочу отметить, что ее результаты, полученные исключительно в МГУ, опубликованы в одном из ведущих мировых журналов. Я очень надеюсь, что работа не ограничится экспериментами на лабораторных животных и совсем скоро мы перейдем к клиническим исследованиям лекарственных препаратов, предназначенных для спасения жизней пациентов в критических состояниях».

Работа вышла в свет через несколько недель после скоропостижной смерти научного руководителя исследования, декана факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ академика Владимира Скулачева.

Пресс-служба МГУ