Температура тела человека снижается уже более 150 лет. Учёные выяснили причину

30.01.2023

Ученые отмечают, что средняя температура тела человека неуклонно снижается с середины 19 века. Точного ответа специалисты пока дать не могут, однако в новом исследовании назвали один ключевой фактор, который может сыграть в этом роль: кишечные микробы.

Изучая данные пациентов, госпитализированных с сепсисом, когда организм экстремально реагирует на инфекцию, а также результаты тестов на мышах, ученые изучили взаимосвязь между кишечными бактериями, изменениями температуры тела и последствиями для здоровья.

Выбор пациентов с сепсисом является преднамеренным: это состояние приводит к колебаниям температуры тела, которые могут вызвать выздоровление.

«Мы знаем, что температурная реакция важна при сепсисе, потому что она точно предсказывает, кто выживет, а кто умрет, — говорит микробиолог и иммунолог Роберт Диксон из Мичиганского университета. — Но мы не знаем, что движет этим изменением и можно ли его изменить, чтобы помочь пациентам».

Команда изучила образцы кишечных бактерий, взятые у 116 человек с сепсисом, и обнаружила, что микробиота у них сильно различается. Эти  изменения коррелировали с изменениями температурных колебаний пациентов.

Бактерии из типа Firmicutes были наиболее тесно связаны с более высокой температурой. Эти микроорганизмы производят важные вещества для роста и здоровья организма, а также влияют на иммунный ответ и обмен веществ в организме.

«Возможно, у наших пациентов больше различий в микробиоте, чем в их собственной генетике, — отмечает в исследовании терапевт Кейл Бонгерс из  Мичиганского университета. — Геномы любых двух пациентов идентичны более чем на 99 процентов, в то время как их кишечные бактерии могут иметь буквально O процентов совпадений».

В дальнейших тестах на здоровых мышах с бактериальным микробиомом и без него у животных без бактерий наблюдалась более низкая базовая температура тела, в то время как лечение антибиотиками также снижало температуру тела у мышей.

Более того, как у людей, так и у мышей одно и то же семейство бактерий, cудя по всему, связано с колебаниями температуры. Следующим шагом будет изучение большего количества образцов от более широкого круга людей и выяснение того, какие биологические механизмы лежат в основе этой взаимосвязи.

Возможно, дополнительные исследования помогут ученым разработать способы модификации кишечного микробиома специально для воздействия на температуру тела, что, в свою очередь, может улучшить перспективы для людей с такими состояниями, как сепсис.

«Есть причина, по которой температура является жизненно важным признаком», — поясняет Бонгерс. -Этот показатель легко измерить, и он дает нам важную информацию о воспалительном и метаболическом состоянии организма».

Исследование было опубликовано в Американском журнале респираторной и критической медицины .