Академик РАН Георгий Георгиев предложил создать фонд внедрения биомедицины

03.06.2022

2 июня 2022 года на Общем собрании Российской академии наук академику РАН Георгию Павловичу Георгиеву была вручена высшая награда РАН – Большая золотая медаль им. М. В. Ломоносова. Но в своем выступлении ученый говорил не только о прошлых научных достижениях сугубо фундаментального характера, но и об актуальных вопросах их практического применения.

Георгий Павлович – один из основоположников молекулярной генетики животных в мировой науке. В частности, им была открыта ядерная РНК с составом, идентичным ДНК, что явилось первым доказательством существования информационной РНК у эукариот (к ним относятся животные, растения и грибы). Только через три года она была выявлена и западными учеными. Эти работы сыграли важную роль в понимании процессов реализации генетической информации у высших организмов. Георгием Георгиевым были открыты мобильные генетические элементы у животных, на которые приходится значительная часть всего генома как у дрозофилы, так и у млекопитающих. Эти элементы могут перемещаться внутри генома, вызывая множество мутаций, и поэтому играют огромную роль в эволюции и онкогенезе.

Академик Георгиев – создатель и признанный глава обширной научной школы, известной как в России, так и за рубежом. В 1990 году им организован Институт биологии гена РАН (ИБГ РАН), ставший лидером российской молекулярной генетики. Работы Георгия Павловича последних лет посвящены молекулярной онкологии и новым подходам к терапии рака.

В результате этих исследований был открыт противоопухолевый ген tag7, который продуцирует белок Tag7, привлекающий к опухоли защитные лимфоциты. На его базе была создана аутологическая (выделенная из организма пациента) вакцина – клетки опухоли, продуцирующие Tag7. В лаборатории ИБГ РАН были проведены ее доклинические испытания, а в Национальном медицинском исследовательском центре онкологии имени Н. Н. Петрова в Санкт-Петербурге начались ее клинические испытания, которые в начале 2000-х годов дошли до второй фазы и дали обнадеживающие результаты.

«Испытания проводились на абсолютно безнадежных больных, которым терапия была окончена, – рассказывает академик Георгиев. – 15 % из них оставались живы и здоровы, и никаких признаков роста опухоли у них не наблюдалось. Клиницистам эти результаты понравились, и они собирались продолжать испытания, но в это время вышли новые американские правила, по которым дальнейшая работа была запрещена».

Запрет возник по двум причинам: доклинические испытания вакцины были проведены в лаборатории научного института, а вакцину получает не сертифицированная организация, а ИБГ РАН или сам Центр онкологии им. Н. Н. Петрова.

«Минздрав предложил нам начать все с самого начала, то есть с правильно организованных доклинических испытаний, – говорит Георгий Георгиев. – Ситуация мне кажется парадоксальной: нам предлагают делать доклинику после проведения второй фазы клиники вместо того, чтобы разрабатывать новые подходы и улучшенные варианты вакцины и делать для них доклинику и клинику».

Академик Георгиев рассказал, что за то время, что проводились испытания первоначального варианта вакцины, ученые существенно ее улучшили, в результате чего удалось в несколько раз увеличить выживание экспериментальных животных с меланомой. Важную работу провел и Центр онкологии им. Н. Н. Петрова: был найден маркер, который позволял определять, есть ли перспектива помощи больным с помощью этой вакцины или нет. Можно было сразу отсеять пациентов, которым вакцина помочь не может.

«Правительство все время требует: ученые – внедряйте! – говорит академик Георгиев. – А условия для внедрения такие, что они ему просто препятствуют. Поэтому – предложение простое: создать государственный фонд внедрения биомедицинских технологий, который делал бы только одну вещь – обеспечивал их испытания».

По предложению академика Георгиева, фонд мог бы заключать договоры с научными институтами, по которым все права на новую технологию передавались бы этому фонду, а он в свою очередь гарантировал бы соответствующее вознаграждение ее авторам и разработчикам в случае, если предложенная технология действительно дойдет до практического использования и будет коммерциализирована.

«Я с этим предложением обращался в приемную президента и премьер-министра, но оттуда меня направили в Минздрав, – рассказывает Георгий Павлович. – В Минздраве министр спустил это предложение на рассмотрение вниз, и уже на уровне чиновника третьего ранга на него было наложено вето и мне было прислано длинное объяснение, почему этого нельзя сделать».

По словам ученого, частные фирмы отказываются от испытаний биомедицинских технологий с высоким риском неудачи, поскольку они требуют продолжительного времени и не сразу и не всегда дают результат, а государственный фонд мог бы это делать.

«Как известно, все успешные медицинские препараты и технологии приносят огромные прибыли, поэтому в скором времени такой фонд перешел бы на полное самообеспечение», – считает академик Георгиев.

Источник: сайт РАН