Учёные изучили пекулярную гигантскую радиогалактику GRG-J223301+131502

10.10.2022

Международная группа астрономов провела радио- и оптические наблюдения за пекулярной гигантской радиогалактикой, известной как GRG-J223301+131502. Результаты наблюдательной кампании пролили больше света на свойства этой галактики и раскрыли ее исключительную струйную структуру. О результатах сообщается в статье, опубликованной  на сайте препринтов arXiv.org.

Так называемые гигантские радиогалактики (ГРГ) — это радиогалактики с общей проекционной линейной длиной, превышающей по крайней мере 2,3 миллиона световых лет. Это редкие объекты, выращенные в среде с низкой плотностью. В целом ГРГ важны для астрономов при изучении формирования и эволюции радиоисточников.

На сегодняшний день обнаружено около тысячи ГРГ, из которых только десять превышают размер 10 миллионов световых лет. Самая крупная из них — J1420-0545, ее предполагаемая собственная длина составляет примерно 16 миллионов световых лет. Поэтому предполагается, что GRG, а также остальные радиогалактики мегапарсекового масштаба являются крупнейшими явлениями во Вселенной, вызванными одной галактикой.

GRG-J223301+131502 (сокращенно GRG-J2233+1315) с красным смещением 0,093 представляет собой гигантскую радиогалактику, впервые идентифицированную в 2017 году в рамках проекта «Поиск и анализ GRG со связанными ядрами» (SAGAN). Его общий прогнозируемый линейный размер составляет почти 5,57 миллиона световых лет, и он находится в галактике SDSSJ223301.30+131502.5 — галактике типа S0-a с большим рассеянным звездным гало.

Предыдущие исследования GRG-J2233+1315 показали, что эта галактика находится в среде плотного скопления, что противоречит современным теориям о том, что GRG обычно находятся в разреженной среде. Поэтому, чтобы проверить это, группа астрономов во главе с Пратиком Дабхаде из Сорбоннского университета в Париже, Франция, провела глубокие многочастотные радионаблюдения GRG-J2233+1315 с помощью Гигантского радиотелескопа метровых волн (GMRT) и низкочастотного радиотелескопа. Array (LOFAR), а также спектроскопические наблюдения с использованием телескопа Уильяма Гершеля (WHT).

На глубоких радиоизображениях с высоким разрешением была обнаружена огромная струя размером около 772 000 световых лет, исходящая из радиоядра GRG-J2233+1315 и ведущая к «излому», простирающемуся примерно на 326 000 световых лет. Изображения также показывают, что галактика имеет лепестки без каких-либо заметных горячих точек и очень напоминает штангу, поэтому исследователи назвали GRG-J2233+1315 GRG-штангой. Оказалось, что эти обнаруженные доли имеют напряженность магнитного поля около 5 мкГс и спектральный возраст от 110 до 200 миллионов лет.

Наблюдения показали, что GRG Барбелла имеет красное смещение примерно 0,99 и что его линейный размер больше, чем считалось ранее — почти 6 миллионов световых лет . Результаты показывают, что родительская галактика имеет относительно низкую скорость звездообразования — на уровне около 0,001 солнечной массы в год.

Подводя итоги, авторы статьи подчеркнули важность полученных результатов для будущих исследований.

«Обнаружение «изломной» структуры ~ 100 кпк в нашем исследовании дает уникальную возможность для тестирования различных МГД [магнитогидродинамических] моделей в больших масштабах… Этот ГРГ с двусторонними крупномасштабными струями с изломом и диффузным внешние доли, находящиеся в кластерной среде, дают возможность исследовать структуру и рост GRG в  », — заключили исследователи.