Nature Astronomy: под поверхностью Марса может бушевать горячая магма - Поиск - новости науки и техники

Nature Astronomy: под поверхностью Марса может бушевать горячая магма

06.12.2022

Ученые  нашли виновника признаков недавнего активного вулканизма на Марсе. Под широкой равниной (она называется Elysium Planitia)  колоссальный конвекционный шлейф шириной 4 тыс. км  в марсианской мантии может выталкивать расплавленную магму на поверхность. Возможно, это и есть доказательство вулканического происхождения Марса.

«Наши результаты показывают, что внутренняя часть Марса сегодня геодинамически активна, — пишут планетарные геофизики Адриан Броке и Джеффри Эндрюс-Ханна из Аризонского университета, — и предполагают, что вулканизм был вызван мантийными плюмами, возникшими в результате формирования вулканических провинций Гесперии».
Красная планета ранее продемонстрировала убедительные признаки того, что она геологически мертва – как внутри, так и снаружи. Но недавние наблюдения показали, что это не так. Например, около полумиллиарда лет назад, что по космическим меркам недавно, на Землю упал метеорит с Марса, который показал признаки мантийной конвекции.

Затем спутниковые фотографии выявили свидетельства вулканических поверхностных отложений возрастом 50 000 лет в системе трещин  Cerberus Fossae. А после посадочный модуль  Mars InSight, наблюдающий за недрами Красной планетыс ноября 2018 года, обнаружил значительную продолжающуюся сейсмическую активность, свидетельствующую о вулканизме.

Было еще несколько странных наблюдений. Например, локальное гравитационное поле Elysium Planitia необычайно сильное, что свидетельствует о какой-то подповерхностной активности. Собрав все топографические, гравиметрические, геологические и сейсмические данные, Броке и Андриан  Ханна приступили к поиску подходящей модели.

Согласно их анализу, мантийный плюм* отвечает всем требованиям. Это апвеллинг (подъем с глубины к поверхности) горячего внутреннего материала, который давит на границу ядра и мантии планеты, выталкивая магму вверх и образуя горячие точки в земной коре и поверхностный вулканизм.

Чтобы соответствовать наблюдаемым данным, включая эпицентры сейсмической активности, обнаруженные InSight, шлейф должен быть не менее 3500 км в поперечнике и иметь температуру выше на 95-285 градусов Цельсия, чем в его окрестностях.

Это очень похоже на мантийные плюмы на Земле, которые привели к доисторической вулканической активности, ответственной за обширную скульптуру поверхности — Деканские траппы и Североатлантическая магматическая провинция.

«Хотя Марс меньше Земли, ожидается формирование таких же крупных шлейфов, учитывая более низкую гравитацию и более высокую вязкость марсианской мантии», — пишут исследователи в статье. – Наиболее подходящий центр головы шлейфа, основанный исключительно на данных гравитации и топографии, точно расположен в центре ямки Цербера, где были обнаружены как недавний вулканизм, так и большинство марсотрясений».

Это означает, что Марс станет третьей планетой Солнечной системы с активностью мантийного плюма, присоединившись к Земле и Венере.

Это очень интересные результаты, считают ученые. Они означают, к примеру, что, возможно, под поверхностью Красной планеты есть “внутренее отопление”, которое не позволит находящимся там озерам не замерзнуть. Это имеет значение для поиска марсианской жизни — микробов, которые могут быть спрятаны в таких озерах и живут своей тихой жизнью, не обнаруженные людьми.

«Продолжающаяся активность шлейфа демонстрирует, что Марс сегодня не только сейсмически и вулканически активен, но и обладает геодинамически активной внутренней частью», — пишут ученые. – Плюм под Elysium Planitia также указывает на то, что поверхностные вулканические потоки и сейсмическая активность не являются изолированными событиями, а являются частью долгоживущей, активно поддерживаемой региональной системы, имеющей последствия для долговечности и астробиологического потенциала подземной обитаемой среды».

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy .

*Мантийный плюм – это горячий мантийный поток, двигающийся от основания мантии у ядра планеты независимо от конвективных течений в мантии.

Фото: nplus1.ru