«Астероид из собачьей кости». Раскрыты секреты Клеопатры и ее спутников

Открытый около 20 лет назад астероид Клеопатра лишь сейчас раскрыл астрономам многие из своих тайн. Получив с помощью приемника SPHERE, смонтированного на Очень большом телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO) самое четкое и детальное на сегодняшний день фото, астрономы  занялись его исследованием. А также двух спутников астероида, которые были на изображении — их названия АлексГелиос и КлеоСелина (это имена детей царицы Клеопатры).

Этот астероид необычный — как минимум у него нетипичная форма. Он состоит из двух частей, соединенных перемычкой, как у гантелей. Или как у собачьей кости — с ней тоже часто сравнивают этот космический объект. И вот теперь ученым удалось с большей точностью определить его границы формы, массу, орбиты спутников. Результаты исследования представлены в двух статьях в журнале Astronomy & Astrophysics (раздва).  Небесное тело обитает в Солнечной системе, двигаясь вокруг Солнца в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера.

«Клеопатра – поистине уникальный объект. В науке часто бывает, что изучение странных исключений из правил приводит к значительному прогрессу. Я думаю, с Клеопатрой дело обстоит именно так. Исследование этой сложной кратной системы астероидов может помочь нам узнать больше о Солнечной системе в целом», – рассказывает Франк Марши, ведущий автор первого исследования из Института SETI (США) (цитата по МИР24).

Длина Клеопатры, как выяснили ученые, составляет примерно 270 км — она сравнима с половиной длины Ла-Манша. Одна часть больше другой. Масса астероида на 35% меньше, чем считалось ранее — она составляет 2,97 х 1018 кг. На основе полученных данных астрономы построили точные трехмерные модели Клеопатры. Важно было определить орбиты спутников — они, как выяснилось, тоже отличаются от тех, что рассчитали специалисты прежде.

«С этим вопросом надо было разобраться. Ведь если орбиты спутников определены неверно, то ошибочно и все остальное, в том числе масса астероида Клеопатра», – отметил Мирослав Брож, ведущий автор второго исследования из Карлового университета в Праге (Чехия) (цитата по In-Space).

Плотность астероида низкая — он пористый и рыхлый. Скорее всего, он произошел в результате сильнейшего удара, поразившего родительское тело. А спутники образовались от отлетевших во время вращения кусков породы Клеопатры.

Kleomoons