В кратере Джезеро на Марсе подтверждено наличие органических молекул

Марсоход НАСА Perseverance, изучающий Красную планету, делает неожиданные открытия.  Так, недавно ученые выяснили, что кратер Джезеро образовался из расплавленной вулканической магмы и что органические молекулы присутствуют в породах и пыли на дне кратера.

Но это открытие предполагает, что породы Марса могут хорошо сохранять эти соединения, что, в свою очередь, предполагает, что биологический органический материал также может быть сохранен.

«Curiosity также обнаружила органические вещества на своей посадочной площадке в кратере Гейла», — говорит планетолог Лютер Бигл из Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии.

Обнаружили органику с помощью нового прибора Perseverance, который называется «Сканирование жилых сред с комбинационным рассеиванием и люминесценцией для органических и химических веществ», или сокращенно SHERLOC.

«Что SHERLOC добавляет к этой истории, так это его способность составлять карту пространственного распределения органических веществ внутри горных пород и соотносить эти органические вещества с найденными там минералами, — объясняет Бигл. — Это помогает нам понять среду, в которой образовались органические вещества. Необходимо провести дополнительный анализ, чтобы определить метод производства идентифицированных органических веществ».

Perseverance  высадился на Красной планете в феврале этого года  в регионе, называемом кратером Джезеро. Считается, что это место когда-то было затоплено водой и богато глинистыми минералами.

Здесь, на Земле, такая минеральная конфигурация имеет вулканическое происхождение. Это позволило ученым предположить, что дно кратера Джезеро образовалось из горячей магмы.

«Даже студент-геолог скажет вам, что такая текстура указывает на породу, образовавшуюся, когда кристаллы росли и оседали в медленно остывающей магме — например, в толстом потоке лавы, лавовом озере или магматической камере, — говорит геохимик Кен Фарли из Калифорнийского института. — Затем камень несколько раз изменялся водой, что сделало его сокровищницей, которая позволит будущим ученым датировать события в Езеро, лучше понять период, когда вода была более распространена на ее поверхности, и раскрыть раннюю историю планеты. У Mars Sample Return будет отличный выбор!»

Однако даже с ограниченным набором инструментов данные, которые Perseverance отправляет домой, неоценимы для ученых  как сейчас, так и для планирования будущих миссий. И специалистам не терпится заполучить настоящую марсианскую породу, относительно недавно собранную, чтобы дополнить исследования марсианских метеоритов, которые, возможно, изменились во время их путешествия на Землю.

«Когда эти образцы будут возвращены на Землю, они будут источником научных исследований и открытий на многие годы», — говорит Бигл .

Фото: sciencealert.com