Телескоп «Джеймс Уэбб» впервые обнаружил углекислый газ на экзопланете

26.08.2022

В копилке космического телескопа «Джеймс Уэбб» — новое открытие. Аппарат обнаружил явное свидетельство углекислого газа в атмосфере экзопланеты.

Горячий газовый гигант WASP-39b вращается вокруг солнцеподобной звезды, расположенной на расстоянии 700 световых лет от Земли. Масса экзопланеты составляет 1/4 массы Юпитера, а ее диаметр превышает диаметр газового гиганта в 1,3 раза.

«Для меня это открытие — начало будущих исследований суперземель [планет больше Земли, но меньше Нептуна] или даже планет размером с Землю», — говорит астрофизик французской Комиссии по атомной энергии Пьер-Оливье Лагаж.

Ученые отмечают: понимание состава атмосферы планет невероятно важно для понимания того, как они произошли и развивались.

«Измеряя характеристики углекислого газа, мы можем определить, сколько твердого и сколько газообразного материала было использовано для формирования этой газовой планеты-гиганта, — отметил Майк Лайн, доцент Школы исследования Земли и космоса Аризонского государственного университета. — В ближайшее десятилетие JWST проведет это измерение для множества планет, что даст представление о деталях их формирования и уникальности нашей собственной Солнечной системы».

Предположения о молекулах углекислого газа в атмосфере WASP-39b появились у астрофизиков раньше, когда космические телескопы «Хаббл» и «Спитцер» выявили в ней значительное количество водяного пара, а также натрия и калия. Но теперь высокочувствительный инфракрасный датчик  NIRSpec  «Джеймса Уэбба» подтвердил догадки ученых.

«Увидеть данные в первый раз было все равно, что прочитать стихотворение целиком, тогда как раньше у нас было только каждое третье слово», — заметила член команды Лаура Крейдберг из Института астрономии Макса Планка в немецком Гейдельберге.

Статья принята для публикации в журнале Nature.

Фото: sciencealert.com