Обнаружена самая быстрорастущая черная дыра за последние 9 млрд лет

15.06.2022

Астрономы считают, что смогли обнаружить самую быстрорастущую черную дыру за последние 9 млрд лет. С помощью телескопа Кунабарабран исследователи заметили чрезвычайно яркий квазар, питаемый сверхмассивной черной дырой.

Этот объект — J114447.77-430859.3, или сокращенно J1144, и он в 7 тыс. раз ярче, чем весь свет Млечного Пути. Сверхмассивная черная дыра, по мнению астрономов, поглощает эквивалент одной Земли каждую секунду и имеет массу в 3 млрд солнц.

Цветное изображение из обзора южного неба SkyMapper показывает растущую черную дыру как ярко-синий источник. Источник: theguardian.com

«Свет, который мы видим от этой растущей черной дыры, шел к нам около 7 млрд лет», — сообщил ведущий исследователь доктор Кристофер Онкен из Австралийского национального университета. Большой взрыв произошел примерно 13,8 млрд лет назад.

Ученый отметил, что сверхмассивная черная дыра находится «более или менее на полпути через Вселенную». Есть и другие черные дыры аналогичного размера, «но все они, как правило, возникли гораздо раньше в истории Вселенной, где слияния галактик были гораздо более распространены», — считает Онкен.  J1144 был самым ярким квазаром за последние 9 млрд лет космической истории, отмечают специалисты.

Исследование пока не рецензировано и опубликовано в виде препринта.