Обнаружена новая форма космической погоды — сверхбыстрые электронные дожди

31.03.2022

Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили новую форму космической погоды — сверхбыстрые электронные дожди, которые выпадают в атмосферу из радиационных поясов. Ученые говорят, что «дожди» могут повлиять на спутники, космические корабли и астронавтов.

Электронные дожди — вещь не новая, и большую часть времени они не представляют особой проблемы. Электроны и другие заряженные частицы собираются в магнитосфере Земли, прыгая туда-сюда между северным и южным полюсами. Солнечный ветер и штормы могут выбить некоторые из них, отправив их дождем в атмосферу Земли, где они вносят свой вклад в полярное сияние.

Но в новом исследовании ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили новый механизм,  создающий более крупные потоки электронов, чем было известно ранее. Причиной этого считается явление, известное как «волны свистка» — своего рода электромагнитная волна, которая омывает плазму в магнитосфере. Эти волны могут возбуждать электроны в плазме, заставляя их ускоряться и выпадать из радиационных поясов. Образовавшиеся дожди движутся гораздо быстрее и в больших объемах, чем обычные электронные дожди.

До сих пор эти сверхбыстрые электронные дожди не учитывались в существующих моделях и прогнозах космической погоды. Но их учет важен, говорит команда, потому что они могут вывести из строя спутники на низкой орбите, повредить проходящие мимо космические корабли или повлиять на здоровье астронавтов.

«Хотя обычно считается, что космос отделен от нашей верхней атмосферы, они неразрывно связаны, — сказал Василис Ангелопулос, главный исследователь ELFIN. — Понимание того, как они связаны, может принести пользу спутникам и астронавтам, проходящим через регион, которые приобретают все большее значение для торговли, телекоммуникаций и космического туризма».

Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications .