Крупным планом. Новые захватывающие кадры солнечной поверхности

Самый большой и самый мощный солнечный телескоп Daniel K. Inouye, расположенный на гавайском острове Мауи, прислал новые кадры поверхности нашего  светила. Изображения раскрывают сложные детали областей солнечных пятен, бурлящих конвективных ячеек и движения плазмы в солнечной атмосфере с разрешением около 20 км.

Эти новые изображения помогут исследователям, анализирующим солнечную поверхность, понять в мельчайших деталях процессы, происходящие на ней.

Область диаметром около 30 000 километров, показывающая хорошо сформированное солнечное пятно:
хорошо видны тени и полутеневые волокна.

Часто солнечные пятна размером с нашу планету или даже крупнее представляют собой недолговечные образования, где магнитные поля необычайно сильны и кажутся темнее, чем окружающие регионы — из-за относительно более низких температур. Эти поля связаны также с более сильными вспышками Солнца: по мере того, как силовые линии магнитного поля спутываются, ломаются и снова соединяются, они вызывают невероятные выбросы энергии в виде корональных выбросов массы и солнечных вспышек.

Неизвестно, что движет этими солнечными циклами или что создает солнечные пятна . Но эта информация имеет большое значение для нас здесь, на Земле, поскольку выбросы корональной массы, часто связанные с солнечными пятнами, могут испускать массивные облака заряженных частиц, которые врезаются в магнитное поле Земли и могут привести к ряду нарушений в нашем технологически зависимом образе жизни .

Например, есть умбра (это темные пятна посередине). Яркие пятна, видимые в тени, известны как тени. Полутень — это более яркая область вокруг тени. Это характеризуется яркими нитями, известными как полутеневые нити.

Иногда можно увидеть похожую на солнечное пятно область концентрированного магнитного поля с тенью, но без периферийной полутени. Они известны как солнечные поры; они образуются, когда не соблюдаются условия для образования полутени.

И когда пятно начинает распадаться и исчезать, его можно пересечь световыми мостиками. При дальнейшем распаде солнечное пятно теряет свою полутень; очень редко удается запечатлеть процесс этой утраты.

Солнечное пятно, демонстрирующее феномен светового моста. (НСФ/АУРА/НСО)

Однако даже на спокойном Солнце много чего происходит. Конвекционные ячейки, как показано ниже, придают поверхности Солнца, или фотосфере, текстуру «попкорна». Горячая плазма поднимается из центра ячейки, затем перемещается к краям, падая обратно по мере остывания. Эти конвекционные ячейки, или гранулы, ошеломляюще огромны, до 1600 километров (994 мили) в поперечнике.

Над фотосферой находится солнечная атмосфера, или хромосфера. Иногда он населен тонкими, темными, похожими на мазки нитями плазмы, известными как фибриллы или спикулы. Они выглядят как волосы, но диаметр фибрилл обычно колеблется от 200 до 450 километров (от 125 до 280 миль). Они извергаются из фотосферы и длятся несколько минут. Ученые не знают, как генерируются фибриллы, но их определенно много, и они являются довольно надежными индикаторами направлений беспорядочного магнитного поля Солнца .

Телескоп уже дает результаты. Ранее в этом году ученые описали первые в истории наблюдения солнечных атмосферных волн в солнечном пятне .

«Нет другого объекта, подобного Солнечному телескопу Иноуэ», — сказал в прошлом году астроном Томас Риммеле, директор Солнечного телескопа Иноуэ . «Сейчас краеугольным камнем нашей миссии является расширение наших знаний о Солнце путем предоставления передовых возможностей наблюдения исследовательскому сообществу. Это меняет правила игры».