Астрономы обнаружили в центре карликовой галактики чёрную дыру в тот момент, когда она разорвала и поглотила звезду

11.11.2022

Не обнаруженную ранее черную дыру заметили астрономы в другой галактике с помощью с помощью проекта Young Supernova Experiment (YSE),  предназначенного для обнаружения космических взрывов и переходных астрофизических явлений. О существовании черной дыры узнали, когда она разорвала и поглотила звезду, подошедшую слишком близко. Это событие называется эпизодом приливного разрушения (TDE). В результате TDE произошла вспышка излучения такой мощности, что на время затмила все звезды в своей карликовой галактике DSS J152120.07+140410.5.

Галактика находится на расстоянии 850 млн световых лет от Земли. Черная дыра, которая получила название AT 2020neh, имеет среднюю массу, поэтому обнаружить ее было бы непросто.

«Это открытие вызвало всеобщее волнение, потому что мы можем использовать события приливных разрушений не только для обнаружения большего количества черных дыр промежуточной массы в тихих карликовых галактиках, но и для измерения их масс», — отметил соавтор работы Райан Фоули, доцент Калифорнийского университета в Санта-Круз.

Сверхмассивные черные дыры находятся в центрах всех массивных галактик, не исключая Млечный Путь. Их масса, считают астрономы, в миллионы или миллиарды раз превышает массу Солнца. По одной из теорий, в ранней Вселенной было множество карликовых галактик с небольшими черными дырами. Позже галактики объединялись, и вместе с ними сливались и черные дыры, становясь сверхмассивными.

Результаты исследования опубликованы в Nature Astronomy.