Одну из самых мощных звезд Млечного пути — AG Киля — показал телескоп «Хаббл»

Телескоп Hubble сделал снимки, демонстрирующие двойственную природу звезды AG Carinae (AG Киля), сообщает NASA в Instagram-аккаунте. Это небесное тело классифицируется как светящаяся голубая переменная  — звезда, меняющая яркость. Немногие из них настолько массивны, и встречаются они редко. Это одна из самых мощных звезд Млечного пути.

Если сравнить эти два изображения, мы видим надувающиеся пузыри и взрывающуюся газовую оболочку — подобное происходит в конце жизни крупной звезды.

На первом фото детали выбросов ионизированного водорода и азота из расширяющейся оболочки туманности (показано красным). На втором — синий цвет определяет распределение пыли — она светится в отраженном свете звезды.

Специалисты считают, что сильные звездные ветры, исходящие от небесного тела, смогли образовать пылевые пузырьки и нити.

Ширина туманности — около 5 световых лет: оно соответствует расстоянию до ближайшей звезды Проксимы Центавра.

Чтобы избежать самоуничтожения, звезда ведет борьбу между гравитацией и радиационным давлением. Когда топливо у небесного тела заканчивается, ее радиационное давление уменьшается, и сила тяжести начинает преобладать. Звездное вещество поддается гравитации и падает внутрь. Оно нагревается и выбрасывается в окружающее межзвездное пространство в виде взрыва. Этот процесс продолжается до тех пор, пока масса не будет потеряна и звезда не достигнет стабильного состояния.

Возраст впечатляющей туманности, окружающей AG Carinae, — около 10 000 лет. Скорость газа —  примерно 70 км/сек.

Ученые, наблюдающие за звездой и окружающей ее туманностью, отмечают, что кольцо не является идеально сферическим. Возможно, у звезды есть компаньон (двойная звезда). Альтернативная и более простая теория состоит в том, что, как и многие массивные звезды, такие как AG Carinae, могут вращаться очень быстро.

20.09.2021