В картине Рембрандта «Ночной дозор» найдено необычное соединение

23.01.2023

Работа Рембрандта «Ночной дозор» является самой большой картиной художника. Ее высота 3,63 м, а  ширина 4,37 м. Спустя столетия после создания шедевра ученые все еще обнаруживают мельчайшие детали в пигментах благодаря достижениям современных технологий.

Европейские исследователи, участники проекта  «Операция «Ночной дозор», проводимого амстердамским художественным музеем Rijksmuseum, во время очередного изучения полотна обнаружили неожиданное соединение. Благодаря слоям пигментов и других сред — грунтовкам и лакам — краски могут различаться по химическому составу в трех измерениях. И помимо сканирования поверхности шедевра, эксперты взяли мельчайшие образцы сквозь слои картины.

Проект начался в 2019 году, а в 2021-м макро-рентгенографическое картирование выявило оригинальный эскиз Рембрандта в окончательной версии «Ночного дозора». Направляя рентгеновские лучи на картину, технология заставляет пигменты поглощать, а затем излучать свет высокой энергии контрольным образом, определяя распределение различных элементов в отдельных слоях.

Это сопоставление выявило множество мелких деталей , которые были изменены по сравнению с первоначальным эскизом и превратились в то, что мы можем видеть сегодня.

Черно-белый негатив эскиза, лежащего в основе знаменитой картины.
Макро-рентгенографическое картирование «показало» основной набросок, а исследователи отметили высокий уровень кальция в богатой мелом краске, которую Рембрандт использовал для своих подготовительных набросков.

Однако не только изображения привлекли внимание ученых. Метод, называемый порошковой рентгеновской дифракцией, выявил присутствие формиатов свинца, в том числе редкого формиата свинца (II), Pb(HCOO)2.
В наличии свинца в художественных произведениях  нет ничего удивительного — в то время он использовался при создании белых и желтых пигментов. Однако  этот конкретный класс соединений свинца был обнаружен только в исследованиях, моделирующих старение старых красок, а не в самих старых картинах.

«Мы не только обнаруживаем формиаты свинца, но и идентифицируем их в областях, где нет пигмента свинца, белого или желтого, — объяснил фотохимик Французского национального центра научных исследований Виктор Гонсалес. — Мы думаем, что они, вероятно, быстро исчезают, поэтому до сих пор они не были обнаружены на картинах старых мастеров».

Распределение формиатов свинца предполагает, что в одних слоях они были более концентрированными, чем в других, и связаны со светлыми красками. Гонсалес с коллегами смоделировали сценарии с различными известными рецептами красок того времени.

Тепловые карты, показывающие распределение соединений свинца на картине.
Распределение различных соединений свинца в живописи, первый распространенный пигмент для белой краски. (Гонсалес и др., Angewandte Chemie, 2023 г.)

«Благодаря уникальным аналитическим характеристикам ESRF, самого яркого в мире источника синхротронного излучения, мы смогли составить карту присутствия формиатов в микрометрическом масштабе и проследить их формирование во времени», — объясняет ученый Beamline Марин Котт из Европейского центра синхротронного излучения ( ЕСРФ).

Исследователи считают, что Рембрандт смешал оксид свинца (II) со своей краской из льняного масла для получения более светлых красок, чтобы помочь им быстрее высохнуть. Взаимодействие с другими молекулами с течением времени превратило смесь в формиаты свинца. Хотя возможно, что эти формиаты могли возникнуть в результате предыдущих работ по восстановлению картины, объясняет команда.

Прошлые попытки реставрации вызвали огромные изменения в работе, на которой изначально изображена не ночная сцена. Многие слои лака, смешанные с грязью, затемнили фон, что в конечном итоге в конце 18 века привело к такому названию. Ученые проекта сейчас работают над тем, как удалить эти слои лака, не нарушая оригинальную картину под ними. А официальное название картины — «Ополченческая рота округа II под командованием капитана Франса Баннинка Кока».

«Это открытие, которое является первым в истории научного изучения картин, позволяет по-новому взглянуть на технику живописи XVII века и историю сохранения шедевра», — пишут ученые.

Исследование опубликовано в международном издании Angewandte Chemie .