Симфония Сибири. Уникальный интернет-ресурс представит музыкальную культуру региона

Аббревиатура, которой для краткости пользуются специалисты при упоминании этого понятия, такая же, как у международной космической станции, — МКС. Речь идет о музыкальной культуре Сибири, как и этот край, явлении масштабном и сложном, поэтому для его всестороннего изучения музыковеды (подобно исследователям космоса) также применяют комплексные подходы и современные технологии. МКС включает в себя три больших области: традиционную музыку коренных народов и переселенцев, богослужебные музыкальные практики старообрядцев и представителей иных конфессий, все, что связано с академическим творчеством, образованием и просвещением, массовую музыкальную культуру. Исследование истории их развития требует работы с большим объемом материалов: это рукописи, аудио- и видеозаписи, фотографии, публикации и музыкальные инструменты. Многое не опубликовано, рассеяно по музеям, архивам, библиотекам. Ученые Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки (НГК им. М.И.Глинки) изучают музыкальную культуру сибирского региона с середины прошлого века, а с 70-х годов ХХ столетия это направление стало основным в их научной деятельности. Теперь достижения музыковедов по сбору, изучению и систематизации источников знания о МКС становятся доступными и широкой интернет-аудитории.

Сначала при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 2014 года, руководитель проекта — доктор искусствоведения Константин Курленя), а затем Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ, грант 2017 года) проектная команда НГК им. М.И.Глинки в сотрудничестве с лабораторией информационных технологий факультета автоматики и вычислительной техники Новосибирского государственного технического университета (руководитель — Николай Чистяков) работает над созданием информационной системы «Музыкальная культура Сибири» (ИС МКС). Ресурс дает доступ к сведениям о большом и постоянно растущем массиве источников. Это оригинальные текстовые и иллюстративные материалы, информация о новейших достижениях в области регионального музыковедения, представляющая интерес как для специалистов в этой сфере, так и для искусствоведов, культурологов, историков и краеведов.

Возможности системы позволят в перспективе развернуть широкие сравнительно-исторические исследования музыки Сибири, ликвидировать лакуны и неточности, зафиксировать и сохранить то, что со временем может быть утрачено. А главная цель новосибирских ученых — создать фундамент для выработки целостной концепции многовекового развития МКС как единой макросистемы, возникшей из взаимосвязей культур народов и конфессий, населяющих сибирский регион, из переплетения жанров и стилей. Это работа на годы, но благодаря своевременной поддержке РФФИ музыковедам удалось осуществить немалую ее часть.

После ухода из жизни в конце 2018 года первого руководителя проекта «Музыкальная культура Сибири: источники, исследовательские центры и направления», доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РФ Бориса Шиндина коллектив исполнителей возглавила профессор кафедры этномузыкознания НГК им. М.И.Глинки Наталья Леонова.

По ее данным, сейчас информационная система содержит более 4 тысяч записей-страниц, из которых около тысячи — это научные монографии, статьи, диссертации, разного рода сборники. Порядка 2 тысяч записей посвящены произведениям композиторов Бурятии, Тувы, Якутии, Красноярска, Новосибирска, Хабаровска, Владивостока. Более 500 страниц открывают доступ к визуальным источникам — это фотографии деятелей сибирской музыкальной культуры (композиторов, исполнителей, исследователей, педагогов) и традиционных музыкальных инструментов, а также афиши концертов, обложки или страницы опубликованных или рукописных материалов. Примерно половина из того, что собрано учеными, пока ждет своего размещения в информационной системе.

В беседе с «Поиском» Наталья Владимировна упомянула о находках, которые случались по ходу кропотливой работы:

«Выявляя и описывая печатные, рукописные, аудио- и видеоисточники, мы обращались к современным информационным и справочным изданиям, электронным каталогам библиотек и архивов, базам квалификационных работ. Обобщали и анализировали материалы, составляли новые реестры или пополняли существующие, готовили аннотации и включали в систему новые сведения. В процессе этой работы удалось подтвердить статус малоизвестных организаций и деятелей, сыгравших определенную роль в сборе, хранении источников и исследовании музыки региона. А иногда случались просто открытия. По истории одной из находок можно видеть, как сложно порой сохранить для потомков объекты музыкальной культуры».

Из домашней коллекции Николая Менцера — дальневосточного композитора ХХ века, известного собирателя народных песен и руководителя творческих коллективов Хабаровска — удалось получить пленки с редкими записями. Две трети из них представляют собой образцы фольклора и исполнительского фольклоризма коренных народов Дальнего Востока: эскимосов, чукчей, ульчей, нанайцев, нивхов и т. д. Наследию композитора не нашлось места в государственном хранилище, поскольку для аудиозаписей таких архивов в Сибири и на Дальнем Востоке нет. В европейской части России фольклорные аудиоматериалы государство хранит только в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, а также (как и в Сибири) в консерваториях, институтах культуры и некоторых педагогических университетах. Однако такие материалы не имеют особого архивного статуса.

«Случайность и большая удача, что музыковед, работавшая с архивом Менцера, оказалась выпускницей Новосибирской консерватории. Она знала о нашем архиве традиционной музыки Сибири и Дальнего Востока и помогла организовать перемещение этих материалов в Новосибирск. Редкие частные владельцы откликаются на просьбу передать нам на хранение аудиозаписи, а скопировать их чаще позволяют носители традиции, нежели собиратели. К сожалению, значительная часть материалов из частных архивов со временем пропадает», — добавила Леонова.

Есть еще одна весьма противоречивая проблема: с появлением новых технологий авторы стали отказываться от письменной записи своих произведений. Не облегчает работу ученых и отсутствие обязательных электронных экземпляров, которые издатели и производители должны бесплатно предоставлять в библиотеки и архивы. Все это затрудняет изучение музыкальных феноменов современности. К примеру, чтобы описать классический кроссовер — стиль, сочетающий элементы академической и поп-музыки, — участникам проекта пришлось в том числе мониторить сайты организаций и деятелей музыкальной культуры, выходить в соцсети. По словам Леоновой, добыть удалось не все, но охват печатных изданий и дисков существенно увеличился, в том числе за счет электронных копий уникальных материалов, не представленных в цифровом формате на других интернет-ресурсах.

В то же время, как отметила профессор, на личные электронные адреса участников проекта неоднократно приходили фотографии и предложения о включении в ИС новой информации либо уточнения или дополнения уже имеющейся. Обращались с подобными просьбами и коллеги на конференциях. Экспертиза контента ИС МКС и анализ обращений к ее материалам по пользовательским запросам показали, что их число заметно растет. В большинстве случаев посетители переходят на страницы ИС из поисковых систем, а также из соцсетей и по ссылкам на сайтах. Наиболее востребованы информация по персоналиям, творческим и образовательным организациям, контент учебного характера, опубликованные источники по отдельным темам исследований. Запросы на сведения, отсутствующие в ИС МКС, учитываются при ее редактировании и пополнении.

Создатели системы сформировали ее концептуальную модель, выработали методологические установки для базы данных, решили ряд технологических проблем, связанных с типовыми отличиями источников. Внутренняя иерархия ИС МКС организована по принципу древовидной структуры. Родительские блоки (академическая, традиционная и массовая МКС) делятся на дочерние категории, которые, в свою очередь, «ветвятся» до пяти уровней в отдельных блоках. Например, академический блок составляют: «Творчество композиторов Сибири», «Исполнительство в Сибири», «Образование и просвещение», «Наука о музыке (музыкознание)», «Музыкальная критика и журналистика». Пример третьего уровня: блок «Творчество композиторов Сибири» конкретизируется разделами «Композиторы (персоналии)», «Композиторские организации», «Организационно-творческие виды деятельности», которые имеют свои подразделы (четвертый уровень).

Между категориями разных блоков и уровней возникают внутренние перекрестные связи. Создана система пополняемых справочников (в категориях «Язык», «Вид деятельности», «Ученые звания», «Награды», «Жанровые области и традиции» и другие), которая оптимизирует работу модераторов, минимизирует допуск ошибок при внесении данных и ускоряет процесс их ввода.
Попутно ученые решали и проблемы терминологии.


«Быстрая смена реалий, в том числе в художественной сфере, значительно опережает научную рефлексию. Многие новые явления пока вообще никак не обозначены или не имеют устоявшегося названия, что усложняет структурирование МКС как целостного явления», — отметила руководитель проекта.

Наталья Владимировна добавила также, что ныне существующие информационные программные ресурсы музыкального профиля, ориентированные на специфику конкретного региона, как правило, ограничивают предметное поле контента (например, академическим направлением). ИС МКС комплексно объединяет все три типа специализированных баз данных в условиях строгой системы классификации, и в этом отношении данный ресурс не имеет аналогов среди разработок отечественных музыковедов.

Изыскания участников проекта легли в основу докладов для научных конференций, более десятка статей опубликованы в журналах, индексируемых Scopus, Web of Science и РИНЦ. В сборе материалов об источниках участвовала молодежь — выполняла практические работы в рамках учебных курсов «Архивно-библиографическая практика», «Музыкальная культура Сибири», «Научно-исследовательская работа» (для студентов) и «История музыкознания в Сибири» (для аспирантов). Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции «Музыкальная культура Сибири: источники, традиционные и академические формы творчества», организованной в рамках проекта в 2018 году, включает в том числе работы аспирантов и студентов. О подробностях многолетнего труда новосибирских музыковедов, создавших уникальный информационный ресурс, можно будет узнать из двухчастной монографии с солидными иллюстративными приложениями, которая сейчас готовится к изданию.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев