Секретный ингредиент. Художники XIX века грунтовали свои холсты отходами пивоваренного производства

В базовом слое нескольких полотен, созданных в Дании в середине 1800-х годов, обнаружены остатки злаковых зерен и пивных дрожжей. Открытие, о котором группа исследователей из Датской королевской академии искусств и Копенгагенского университета сообщает в журнале Science Advances, предполагает, что художники могли использовать отходы пивного производства для грунтовки холстов.

Исторические записи свидетельствуют о том, что маляры в Дании для придания глянцевитости покрытию добавляли в краски пиво, но никогда еще пивные дрожжи и злаковые зерна не обнаруживали в грунтовке, приводит слова Сесил Краруп Андерсен, руководителя программы по сохранению произведений живописи при Датской королевской академии искусств, Science News, которая изучала в Государственном музее искусств образцы живописи Золотого века Дании, периода бурного расцвета искусств начала XIX века.

Для проверки предположения о грунтовке холстов отходами пивного производства Андерсен и ее коллеги тщательно изучили 10 полотен Кристоффера Вильгельма Эккерсберга, который считается отцом датской живописи, и его ученика Кристена Шиллерупа Кебке. От прежних реставрационных работ оставались обрезки холстов, и это позволило авторам провести тщательный анализ этих образцов без повреждения самих художественных полотен. В семи образцах оказались белки дрожжей вида Saccharomyces cerevisiae, а также разные комбинации белков пшеницы, ячменя, гречихи и ржи. Все эти белки участвуют в процессе ферментации пива.

Экспериментальная грунтовка холста, проведенная учеными с использованием дрожжевых продуктов, остающихся от современного пивоварения, показала, что при такой обработке получается более плотная и устойчивая к проникновению красок поверхность и эта смесь в качестве грунта для полотен гораздо функциональнее, чем просто пиво. Пиво было самым распространенным напитком в Дании 1800-х годах и большой ценностью, его называли «жидким золотом». Вода, необходимая для пивоварения, требовала особой предварительной обработки. Отходы производства пива продавали художникам. Если побочный продукт пивоварения обнаружится на полотнах других художников, эта информация послужит сохранению их работ, а также лучшему пониманию их мастерства, считает Андерсен.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев