Самоизоляция великих: Илья Репин

20.04.20

Режим самоизоляции в России действует меньше месяца, а многие уже начинают жаловаться на тяготы домашнего «сидения». Но для человека творческого такая изоляция — это дополнительное время для творчества. Вспомните, сколько произведений написал Пушкин во время карантина из-за холеры? А для великого русского художника Ильи Репина в режиме вынужденной самоизоляции прошли, по сути, последние 10 лет жизни…

«Совсем в плену, в ссылке живешь, порабощенный, ограниченный, с окостеневшими пальцами, с прессованными мозгами…», — писал художник в письме другу.

После 1918-го года он жил не просто в бедности – в крайней нужде. Большевики национализировали все частные счета в Госбанке, и Репин остался ни с чем. Он был вынужден экономить на всем. Зимой 1920-го стало особенно тяжело: вдвоем с дочкой они жили впроголодь, топили только одну маленькую комнату и мастерскую. На этом автопортрете 1920-го года художник не случайно в зимнем пальто и в шапке: ему холодно и голодно. В мастерской – плюс четыре градуса.

Илья Репин, «Автопортрет», 1920

Но на девятом десятке он продолжал творить, как будто не замечая ни старости, ни нищеты. «Запорожский танец гопак» и свой собственный последний автопортрет  Репин пишет на кусках обыкновенного линолеума – холста уже не достать.

Илья Репин, «Запорожский танец гопак», 1927

И сегодня музейные информационные таблички к этим полотнам сухо сообщают: «линолеум, масло» — вся трагедия позднего Репина в двух словах.

Неизвестные истории об известны художниках читайте в книге Юлии Варенцовой «Передвижники».

Нет комментариев