Поговори со мной, сосна. К чему приводит симбиоз искусства и науки

Как дойти до самой сути человека, перестать мыслить антропоцентрично, преодолеть межвидовые границы и попытаться стать деревом? Вопросы отнюдь нетривиальные. Но именно над ними задумались 11 художников-участников выставки «Да живет иное во мне», недавно открывшейся в пространстве Laboratoria Art&Siecnce в Новой Третьяковке.

Организатором ее стал первый в России некоммерческий исследовательский центр Laboratoria Art&Science Foundation, главной миссией которого является построение платформ междисциплинарного взаимодействия современного искусства, науки и технологий.

«Да живет иное во мне» — science art проект, который знакомит зрителя с новыми формами взаимодействия с «нечеловеческим». В проектах, представленных на выставке, звезды science art в сотрудничестве с учеными в буквальном смысле встраивают посетителей в гибридные сообщества наравне с растениями, бактериями, роботами, чтобы помочь сущностям самой разной природы войти в контакт и попытаться понять друг друга.

Эффектные роботические нейроинсталяции и технологические перформансы производят сильное впечатление — кажется, что попал в другое измерение и в этом другом мире можно все.

Например, почувствовать себя лошадью подобно француженке Марион Лаваль-Жанте, которая в своем биоарт-перформансе «Да живет лошадь во мне» вводит себе сыворотку лошадиного иммуноглобулина и встает на специальные «лошадиные» ходули с копытами, словно превращаясь в кентавра, размывая границы между человеком и животным. Для того чтобы избежать анафилактического шока во время перформанса Лаваль-Жанте несколько месяцев готовилась, принимая небольшие дозы лошадиных гликопротеинов. Художница рассказывала, что после инъекции она чувствовала себя «сверхмощной, сверхчувствительной и сверхнервной», у нее были ощущения сверхчеловека, она испытывала эмоции травоядного, не могла спать и чувствовала себя немного лошадью.

Здесь же, за спиной у зрителя, дышит интерактивная биотехнологическая инсталляция Earthlink словенской художницы Саши Спачаль. Замкнутая экоcистема из четырех частей, связанных трубками для обмена воздухом, открыта для сосуществования с человеком и дает ему возможность установить связь с нашей планетой: в одной части работы можно выдохнуть из себя углекислый газ, в другой — вдохнуть воздух, обогащенный почвенными бактериями Mycobacterium vaccae. Они в концентрированном виде, по словам художницы, улучшают настроение, уменьшают беспокойство и повышают умственные способности.

Другая впечатляющая работа принадлежит немецкой художнице Агнес Мейер-Брандис. Ее биопоэтический эксперимент под названием OneTreeID предлагает посетителю посредством обмена запахами вступить в разговор… с живой сосной. Автор совместно с учеными взяла пробы аэрозоля, содержащего летучие органические вещества, которые определяют запах конкретного дерева. Затем на их основе был создан особый парфюм. Его можно нанести на тело и стать для дерева другим деревом и таким образом включиться в невидимый и неслышимый диалог.

Еще один «экспонат» — перформанс «Измеряя магию взгляда» от легендарной Марины Абрамович. Художница провела нейронаучный эксперимент, позволяющий «заглянуть в мозг» художника и зрителя. Вместе с группой российских ученых Марина решила изучить феномен невербальной коммуникации и проверить гипотезы о синхронизации активности мозга при взгляде в глаза другому человеку. Участники эксперимента провели три получасовых сессии, во время которых смотрели друг другу в глаза, на свои глаза в зеркале и в глаза отражения другого в зеркале. На протяжении всего времени состояние мозга участников регистрировалось при помощи ЭЭГ. Эксперимент ясно дает понять, что взгляд в глаза — это больше, чем просто взгляд.

Привлекает внимание и иллюзорное магнитное поле Земли — нейроинсталляция «Мираж» авторства Ральфа Беккера. Художник создал настоящую «грезящую машину», считывающую данные о магнитном поле планеты, а затем изображающую трехмерную карту его возможных ландшафтов. Плавно двигающаяся в темноте проекция будто бы дает возможность вступить в контакт с магнитным полем Земли, которое люди редко замечают, а ведь оно всегда находится рядом и определяет нашу жизнь.

Выставка продлится до 10 октября 2021 года.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев