03.02.2023
Появлению импрессионизма — художественного течения XIX века — возможно, способствовало наступление промышленной революции. В новом исследовании специалисты обнаружили, что работы Клода Моне и Уильяма Тернера отражают затуманивание неба над Лондоном и Парижем — городами, которые писали эти художники. И связано это с загрязнением воздуха в результате развития индустриальной эры.
Ученые-климатологи разработали статистическую модель, изучив с ее помощью 38 работ Моне и 60 — Тернера. И пришли к выводу, что низкая контрастность, характерная для поздних работ Моне, соответствует высокой эмиссии в Лондоне в конце 19 века. Хотя в начале своей карьеры Моне писал города и пейзажи, резко контрастирующие с небом. Однако с течением времени, а точнее, с наступлением промышленной революции, перспектива в работах художника становилась все более рассеянной, а палитра приобретала пастельные тона.
Загрязнение воздуха вызвано увеличением токсичных микроскопических частиц, взвешенных в атмосфере. Во время промышленной революции большая часть этих выбросов исходила от угольных электростанций. Поскольку частицы сажи могут поглощать и рассеивать солнечный свет, загрязнение воздуха может приглушать цвета и размывать края при взгляде вдаль. Например, современные фотографии загрязненного горизонта в среднем на 19% менее контрастны, чем фотографии ясного горизонта.
«Очевидно, что импрессионисты крайне чутко относились к освещению, — отмечают авторы. — Логично, что они реагировали не только на естественные изменения в окружающей среде, но и на перемены, вызванные деятельностью человека».
Результаты работы опубликованы в журнале PNAS
Фото на обложке: работа Моне «Здания парламента, чайки» (1903 г.) ( Wikimedia Commons / CC BY SA 4.0 )
Елена Краснова
Нет комментариев