Импрессионизм — это загрязнённый реализм, сделали вывод климатологи в новом исследовании

03.02.2023

Появлению импрессионизма — художественного течения XIX века — возможно, способствовало наступление промышленной революции. В новом исследовании специалисты обнаружили, что работы Клода Моне и Уильяма Тернера отражают затуманивание неба над Лондоном и Парижем — городами, которые писали эти художники. И связано это с загрязнением воздуха в результате развития индустриальной эры.

Ученые-климатологи разработали статистическую модель, изучив с ее помощью  38 работ Моне и 60 — Тернера. И пришли к выводу, что низкая контрастность, характерная для поздних работ Моне, соответствует высокой эмиссии в Лондоне в конце 19 века. Хотя в начале своей карьеры Моне писал города и пейзажи, резко контрастирующие с небом. Однако с течением времени, а точнее, с наступлением промышленной революции, перспектива в работах художника становилась все более рассеянной, а палитра приобретала пастельные тона.

Загрязнение воздуха вызвано увеличением токсичных микроскопических частиц, взвешенных в атмосфере. Во время промышленной революции большая часть этих выбросов исходила от угольных электростанций. Поскольку частицы сажи могут поглощать и рассеивать солнечный свет, загрязнение воздуха может приглушать цвета и размывать края при взгляде вдаль. Например, современные фотографии загрязненного горизонта в среднем на 19% менее контрастны, чем фотографии ясного горизонта.

«Очевидно, что импрессионисты крайне чутко относились к освещению, — отмечают авторы. — Логично, что они реагировали не только на естественные изменения в окружающей среде, но и на перемены, вызванные деятельностью человека».

 

 

Рост загрязнения воздуха виден через картины художников 19-го века
Схема, иллюстрирующая ключевые процессы, с помощью которых аэрозоли влияют на контрастность, интенсивность и видимость объекта. Теоретический объект (обозначенный серым диском), отражающий свет (черные стрелки), виден из-за его контраста с фоновым светом (бледно-голубая стрелка). Аэрозоли (темно-синие точки) в воздушном столбе рассеивают фоновый свет в пределах прямой видимости («внутреннее рассеяние», выделено светло-желтым), рассеивают свет объекта за пределами прямой видимости («рассеяние вне») и поглощают свет. . Эти оптические эффекты от аэрозолей заставляют зрителя воспринимать объект как объект с менее четкими краями (менее контрастный) и более белым оттенком (повышенная интенсивность), что идеализируется изображениями слева и справа (Дома Клода Моне). парламент, эффект тумана, 1899-1904) и описан в методах. Источник: phys.org 

Результаты работы опубликованы в журнале PNAS 

Фото на обложке: работа Моне «Здания парламента, чайки» (1903 г.) ( Wikimedia Commons / CC BY SA 4.0 )

 

Елена Краснова

 

Нет комментариев