Полны трофеев. В Хакасии найдены древние поликультурные могильники

Сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН во время недавних полевых работ обнаружили на месте расширения железной дороги в Аскизском районе Хакасии памятники двух культур раннего металла — афанасьевской и окуневской, следы различных по антропологическому типу людей в одном погребальном комплексе, а также амулет из человеческих костей. Как пишет издание «Наука в Сибири», новый полевой сезон раскрыл ряд узловых проблем для памятников широко представленной в Хакасско-Минусинской котловине тагарской культуры. Это период с VIII века по III век до н. э. «Когда мы начали подробно изучать историографию региона, то с удивлением обнаружили, что до сих пор практически не исследованы поселенческие комплексы этого времени», — сказал заместитель директора Института археологии и этнографии кандидат исторических наук Константин Павленок.

«Если величественные курганы и удивительные стелы погребений изучались подробно, то обыденная жизнь населения, в частности, соотношение погребального инвентаря и бытового, практически не освещена в публикациях», — пояснил он.

На станции Казановка-6 в 2020 году археологи нашли группу погребений тагарской культуры, в двух из которых индивиды относятся к европеоидному типу, а в третьей — к монголоидному. Изучая уникальный с точки зрения источниковедения комплекс, в котором представлены разные погребения с индивидами различного антропологического состава, ученые разных специальностей пытаются выяснить, как этническая принадлежность населения отражается в материальной культуре.

В одном из погребальных комплексов на станции Казановская-1 на теле покойного обнаружен амулет-оберег. Антропологи установили, что он изготовлен из костей человеческой грудины.

«Это феномен, который еще рано осмыслять научно, — цитирует «Наука в Сибири» Константина Павленка. — В серии последующих находок мы попытаемся установить связь с конкретными типами погребений и получить четкие представления о данных культурах. Генетические исследования покажут, был ли носитель амулета родственником человека, которому принадлежали кости, или это был представитель иного этноса, или же украшение было военным трофеем».

Находки в Хакасско-Минусинской котловине позволяют представить относительную и абсолютную хронологию ключевых этапов разных культур — от афа­насьевской до таштыкской.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев