Сохранив, умножить. Академия наук Абхазии нацелена на развитие

Академия наук Абхазии отметила свое 25-летие. Поздравить ученых республики приехали их коллеги из ведущих научных центров России и других стран.

Выступая на торжественном заседании, президент Абхазии Аслан Бжания подчеркнул, что сам факт учреждения академии в 1997 году постановлением Верховного Совета и указом первого президента Респпублики Абхазия Владислава Ардзинбы имел для республики и ее будущего огромное значение. Даже в тех, непростых, условиях руководство страны исходило из понимания, что без науки полноценное развитие государства невозможно.

Поздравление абхазским коллегам с юбилеем направил президент РАН Геннадий Красников. Послание зачитал его заместитель академик Геннадий Матишов: «За время своего существования Академия наук Абхазии внесла огромный вклад в укрепление самобытной культуры своего народа, подготовку кадров для научно-исследовательских центров и высших учебных заведений. Российская академия наук высоко ценит нашу многолетнюю межакадемическую дружбу и сотрудничество. Мы рады, что наши научные сообщества неизменно поддерживают тесные контакты».

По словам Геннадия Матишова, приезд на юбилейные мероприятия в Сухум десятков ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Сочи, Крыма и других городов и государств — свидетельство того, что в сложнейших послевоенных условиях удалось сохранить связи во многих научных сферах — гуманитарных, экологических, ботанических и прочих. Коллекции абхазского Ботанического сада и его дендропарк известны во многих странах.

Программа визита россиян включала и деловую часть. В Сухуме были подписаны соглашения о сотрудничестве между АНА и Сибирским отделением Российской академии наук, а также между АНА и Санкт-Петербургским институтом истории РАН. Директор СПбИИ РАН член-корреспондент РАН Алексей Сиренов так прокомментировал событие: «Документ расширяет горизонты наших исследований и открывает большие перспективы для сотрудничества. Это возможность для молодых ученых Абхазии, историков, филологов, этнографов, тех, кто занимается общественными науками, поработать с коллекциями петербургских архивов и обсудить результаты работы у нас в институте».

Кроме того, гости побывали в Нижней Эшере, возложили цветы и венки к мемориалу на могиле первого президента Республики Абхазия Владислава Ардзинбы, посадили дерево в сквере у здания Академии наук.

Сегодня в составе АНА работают семь научных учреждений. Они входят в три отделения: гуманитарных, социальных и общественных наук, физико-математических и технических наук и медико-биологических, сельскохозяйственных наук и наук о Земле.

«В Академии наук Абхазии продолжаются исследования по проблемам абхазского языка и литературы, истории, археологии, фольклора, этнографии, искусства, политологии, экономики и права, изучаются глобальные изменения климата, акватория Черного моря, биологическое разнообразие Абхазии, — рассказал, выступая на торжественном заседании, президент АНА иностранный член РАН, доктор филологических наук фольклорист Зураб Джапуа. — Новейшие технологии приходят на помощь ученым, ведущим исследования по физике плазмы, проблемам сравнительной биологии и патологии приматов и т.д».

Находившиеся на территории Абхазии в советские времена учреждения внесли вклад в союзную научную копилку. Сухумский физико-технический институт (СФТИ) сыграл огромную роль в развитии атомной науки и укреплении обороноспособности СССР. С 1945 по 1958 год в институте вместе с советскими специалистами работали немецкие ученые и инженеры, среди которых были Манфред фон Арденне — исследователь-физик, занимавшийся ионным и электронным приборостроением, разработчик электронных микроскопов, а также нобелевский лауреат Густав Герц.

После войны 1992-1993 годов руководству института удалось возо­бновить прерванные связи с российской атомной и космической отраслями. В наши дни в СФТИ продолжаются исследования по физике плазмы. В 2005 году запущена плазмофокусная установка четвертого поколения КПФ-4, входящая в тройку крупнейших в мире. Вместе с Россией ведутся исследования, связанные с моделированием астрофизических джетов (потоков заряженных частиц) и воздействием высокоскоростных плазменных потоков на материалы.

Об исследованиях Института экологии АНА рассказал его директор кандидат биологических наук Роман Дбар. «Наши сотрудники изу­чают глобальные изменения климата в его локальном проявлении на территории Абхазии, состояние биологических ресурсов Черного моря, морской среды и водных объектов гидрофизическими и акустическими методами, а также многое другое, — сообщил ученый. — Морской полигон института уникален не только для Абхазии, но и для всего черноморского побережья бывшего Советского Союза. Он не просто сохранился, но продолжает успешно работать. Павильон установлен на сваях на глубокой воде (не менее 15 метров). Его мониторинговое оборудование позволяет отслеживать основные параметры Черного моря — скорость течений, направления, волнение, уровень моря и другие. Там же установлены автоматические метеорологические станции. Области нашего взаимодействия с Южным научным центром РАН, которые обсуждались сейчас в Сухуме, касаются возможности в ближайшей перспективе установить новое мониторинговое оборудование на нашем морском полигоне, спроектированное и созданное специалистами ЮНЦ. Мы сможем дополнительно фиксировать изменения климата и морской среды».

Как подтвердил и.о. директора ЮНЦ РАН доктор географических наук Сергей Бердников, в планах подписание договора о сотрудничестве между Институтом экологии и ЮНЦ РАН, издание совместной книги об исследованиях на черноморском шельфе.

В Отделении гуманитарных, социальных и общественных наук АНА основное внимание уделяется проблемам абхазоведения. Проводятся фундаментальные исследования в области истории, археологии, этнологии, фольклористики, истории литературы и литературоведения, политологии, искусствознания, демографии, культурологии. Продолжается изу­чение различных аспектов языка, быта и прочих особенностей жизни абхазской диаспоры Турции, стран Ближнего Востока и Северной Африки. В августе в одной из типографий Москвы приступили к печати полного академического собрания текстов главного памятника устной культуры абхазов «Нарты: Абхазский героический эпос» (в семи томах). Составитель и редактор — академик Зураб Джапуа.
В Институте экспериментальной патологии и терапии (ИЭПиТ) АНА изучают феномен долгожительства в Абхазии. Полученные оригинальные данные явились основанием для запланированного широкого геронтологического исследования с привлечением медиков республики.

Ведущими направлениями в деятельности ИЭПиТ, который начинал свою историю с Сухумского питомника обезьян, являются исследования по биологии и патологии приматов. Для моделирования смертельно опасных геморрагических лихорадок человека (Эбола, Марбург и др.) во всем мире используется открытый в институте вирус геморрагической лихорадки обезьян, названный «Сухум-64». Известная страница в истории института — участие в космических программах и подготовка восьми обезьян к наземным и полетным экспериментам.

В Абхазии под руководством ведущих советских ученых проводились важные исследования, в числе которых — испытание первых отечественных антибиотиков и ряда лекарственных средств, вакцин против столбняка, дифтерии, полиомиелита, кори. Именно в Сухуми впервые в мире на обезьянах воспроизведены экспериментальные неврозы и злокачественная опухоль. В 1977 году, к 50-летию этого уникального научного учреждения, на территории ИЭПиТ был установлен памятник обезьянам — в знак признательности за подвиг во имя человека и служение экспериментальной медицине.

Вероника Белоцерковская