Прочь сомнения! Новый президент НАН готов к трудной работе

Руководивший с 2006 года Национальной академией наук Армении Радик Мартиросян передал свои полномочия 64-летнему Ашоту Сагияну, который был избран президентом НАН сроком на пять лет.

Выборы были очередными и прошли в два этапа. Мартиросян в них не участвовал. В первом круге борьба развернулась между тремя кандидатами. Во втором академик Сагиян набрал 55 голосов, его соперник — 34. На должность вице-президента НАН РА был избран член-корреспондент НАН Грант Матевосян, а на пост академика-секретаря — член-корреспондент НАН Артур Ишханян.

Сагиян специализируется в области биотехнологии и биоорганической химии. Он член Международной академии экологии, Ассоциации биотехнологии КНР, лауреат премии Декарта (ЕС), дважды лауреат премии президента РА.
Сразу после избрания свое первое интервью новоизбранный президент решил дать «Поиску».

— Господин Сагиян, легко ли вам далось решение выставить кандидатуру на пост главы НАН и каким будет план ваших действий в этом качестве?
— Все мы понимаем, какие сейчас тяжелые времена для Армении, в том числе и для НАН, поэтому я был в сомнениях. Но мои близкие, знакомые с моей трудовой деятельностью, уговорили принять участие в выборах. Я пришел, чтобы в академии была проведена оптимизация, чтобы произошло омоложение кадров. Оптимизировать, на мой взгляд, нужно и структуру академии, и ее научно-исследовательский потенциал. Надо повысить авторитет НАН и в Армении, и за границей — это я считаю очень важным.

Конечно, будет много труднос­тей, но все равно мы должны поставить перед собой цель создать научно-исследовательскую базу для экономики, основанной на знаниях. У НАН сохранился необходимый для этого потенциал, и мы используем его для продвижения вперед. Важнейшей задачей будет также формирование научной базы для военно-промышленного комплекса.

Должна быть проведена большая работа и в плане развития международных связей. В первую очередь надо обновить договор с РАН. Нужно реальное обоюдовыгодное соглашение. Все, что было в течение веков в российско-армянских отношениях, а в науке в рамках АН СССР, должно быть сохранено. НАН должна тесно сотрудничать с РАН во всех областях. Уверен, что почти все наши институты связаны с российскими академическими институтами и это надо координировать. Этот вопрос будет одним из основных пунктов моей программы. Ведь аспирантуру я окончил в Институте элементоорганических соединений им. А.Н.Несмеянова РАН и до сегодняшнего дня сохраняю активные связи с российскими коллегами — мы осуществляем многочисленные грантовые программы. Наши совместные программы, кстати, удостоились премии Декарта, которой награждает Евросоюз.

— Говоря об оптимизации, вы имеете в виду сокращение научных направлений НАН?
— Нет. Сначала надо решить, какие направления являются приоритетными, какие сегодня необходимы для экономики, военно-технической промышленности и оборонной системы, и в соответствии с этим оптимизировать институты: объединять их, создавать новые центры.

— Это один раз уже было сделано.
— Да, было, и считаю такой шаг оправданным. Это дает, например, возможность сгруппироваться в одном здании — освобождаются площади, экономятся средства. И, что самое важное, слабые звенья объединяются с сильными и двигаются вперед в общих, глобальных и специализированных направлениях. Но при этом оптимизация, конечно, не должна быть самоцелью.

Григор Эмин-Терьян

 

Нет комментариев