Новости науки

В продолжение темы. Данные российского радиотелескопа помогли найти вероятный источник нейтрино сверхвысокой энергии

В продолжение темы. Данные российского радиотелескопа помогли найти вероятный источник нейтрино сверхвысокой энергии

Нейтрино небывало высокой энергии, в десятки раз превышающей все ранее обнаруженные, было зарегистрировано небольшим нейтринным телескопом KM3NeT в Средиземном море. В поисках источника этого уникального события были использованы данные мониторинга активных ядер ...

19 февраля 2025 : 09:21  3 мин.

Наука в лицах

Познакомьтесь с жизнью и достижениями выдающихся учёных и влиятельных личностей в истории науки.

Смотреть всё
  • Чарльз Дарвин (1809–1882)

    Т09еория эволюции английского натуралиста Чарльза Дарвина в свое время перевернула не только привычные представления людей о живой природе, но и традиционное ...

  • Михаил Ломоносов (1711–1765)

    Михаил Васильевич Ломоносов – для русской культуры в полном смысле слова «ренессансный человек», подобный Леонардо да Винчи: универсальный мыслитель и творец, ...

  • Томас Эдисон (1847–1931)

    Томас Эдисон вошел в историю как величайший изобретатель и воплощение «американской мечты». Вместе с тем он был и остается одной из самых противоречивых фигур ...

  • Николай Склифосовский (1870–1935)

    Николай Васильевич Склифосовский обладал удивительным даром: все, что привлекало его внимание, он начинал совершенствовать и двигать вперед. Непрерывно учился, ...

Научный календарь

Внятно-понятно

Кто придумал радио
19 февраля 2025  12 мин.

Кто придумал радио

Радио — одно из самых значимых изобретений в истории человечества, без которого представить современный мир попросту невозможно. И хотя классические радиоприемники понемногу уходят в прошлое, уступая место всевозможным видам интернет-вещания, эта технология останется с нами еще очень долго. На принципе передачи и приема радиоволн основана работа сотовых и спутниковых телефонов, беспроводных сетей Wi-Fi, устройств космической связи и многого другого. Но кто же стоял у истоков изобретения радио и подарил человечеству столько разнообразных возможностей? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. В этой статье мы погрузимся в историю радио, вспомним заслуги ученых и изобретателей, оценим роль радиоэлектроники в настоящем и постараемся сделать прогнозы на будущее.

Что такое радио?

Радио — это технология связи, которая позволяет передавать сообщения на расстояние с помощью радиоволн. Радиоволны представляют собой особый тип электромагнитного излучения — у них самая низкая частота и самая большая длина. Это обеспечивает им ряд преимуществ, таких как дальность распространения и способность преодолевать множество препятствий. Кроме того, радиоволны очень удобны в технологическом плане, ведь их легко генерировать с минимальными затратами энергии.

Системы радиосвязи основаны на принципе модуляции радиосигнала. Это происходит следующим образом: один или несколько параметров несущей волны меняют так, чтобы передать с ее помощью звук или какие-либо другие данные. Основные виды модуляции:

  • Амплитудная (AM, Amplitude modulation). За основу берется амплитуда несущей волны (ее отклонение от центрального положения), которая меняется в соответствии с амплитудой информационного сигнала. Такой метод прост в реализации и позволяет передавать информацию на дальние расстояния, но при этом сигналы очень чувствительны к помехам (например, грозам или источникам шума).
  • Частотная (FM, Frequency modulation). За основу берется частота несущей волны (количество колебаний за единицу времени), которое   подстраивается под частоту модулирующего сигнала, тогда как амплитуда остается постоянной. Такие волны устойчивы к помехам и способствуют передаче высококачественного звука благодаря использованию широкой полосы частот, но ограничены по дальности распространения.
  • Фазовая (PM, Phase modulation). Чтобы понять, что такое фаза, представьте несущую волну в виде синусоиды. Каждая точка на кривой линии может считаться моментом начала периодического цикла волны, или ее фазой. Фаза несущей волны точно подстраивается под амплитуду и частоту модулирующего сигнала. Этот метод, а также его многочисленные разновидности, адаптирован для передачи цифровых данных — он используется при работе Wi-Fi и спутниковой связи.
Музей радио и телевидения в концертном зале «Измайлово», Москва. Изображение: Кузьмичёнок Василий/Агентство «Москва»

Чтобы радиоволны бесцельно не улетали в пустоту, их должны улавливать приемники. Они представляют собой устройства с антеннами, настроенные на определенную частоту или амплитуду. Принимая сигнал, они проводят демодуляцию, чтобы «отделить» информационное сообщение от несущей волны. Также радиоприемники оснащены усилителями, которые позволяют им воспроизводить четкий качественный звук.

История изобретения радио

Говоря об истории изобретения радио, нельзя не упомянуть открытие шотландского физика Джеймса Максвелла. В 1865 году он опубликовал доклад, в котором теоретически описал и математически доказал существование электромагнитных волн, которые могут свободно распространяться в пространстве. И хотя Максвеллу не удалось экспериментально подтвердить свою теорию, он взбудоражил умы ученых по всему миру, которые начали искать решения для передачи волн по воздуху.

Наиболее заметных успехов достиг немецкий ученый Генрих Герц, которому удалось открыть электромагнитные волны практическим способом. В 1880-х он провел серию экспериментов, в которых использовал искровой разрядник в виде двух медных проводников с металлическими шариками на концах. При подаче тока между шариками возникала искра, вызывающая электромагнитные колебания. Чтобы доказать их существование, ученый использовал резонатор — незамкнутое кольцо с такими же шариками на концах. При возникновении искры в разряднике она одновременно возникала и в резонаторе. Несмотря на создание первой работающей модели  передатчика и приемника, Генрих Герц не увидел практической пользы в своем эксперименте. Первоначально волны, открытые им называли «волнами Герца». Термин «радио» (от латинского «radius» — «луч») вошел в обиход несколько позднее, в начале XX века.

Генрих Герц; Экспериментальная установка Герца 1887 года . Изображения: Wikimedia Commons

Роль катушки Теслы в развитии радиотехники

Сербский изобретатель Никола Тесла увлекся поиском способов беспроводной передачи электроэнергии во многом именно благодаря открытию «волн Герца». В 1891 году Тесла разработал устройство, которое вошло в историю под названием «катушка Теслы». Она представляла собой резонансный трансформатор — усилитель электрического напряжения. Классическая катушка Теслы работала следующим образом.

  • Электрический ток подавался на небольшую первичную катушку с малым количеством витков проводника.
  • Первичная катушка начинала генерировать вокруг себя электромагнитное поле, постепенно заряжая конденсатор (металлическое устройство, способное накапливать электрический заряд).
  • При полной зарядке конденсатор начинал выпускать энергию посредством искрового разрядника.
  • Электрический разряд усиливал магнитное поле и позволял передавать энергию на вторичную катушку, не подключенную к источнику питания.
  • В результате возникала область с повышенным напряжением, и между катушками образовывались яркие электрические разряды.
Схема катушки Теслы; Никола Тесла в лаборатории. Изображение: Neotesla, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Таким образом, «катушка Теслы» стала весьма эффективным устройством для создания стабильного высокочастотного переменного тока, генерирующего электромагнитные волны. Принципы, которые наглядно продемонстрировал Никола Тесла, легли в основу изобретения первых радиопередатчиков.

Катушка Теслы. Изображение: Airarcs, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Александр Попов: вклад в создание радио

Российский физик Александр Попов начал проводить опыты с электричеством в 1882 году, совмещая их с преподаванием сначала в Санкт-Петербургском электротехническом университете, а затем в Минной школе в Кронштадте. Вскоре он узнал об опытах двух иностранных ученых – англичанина Оливера Лоджа и француза Эдуарда Бранли, которые разрабатывали методы обнаружения и передачи электромагнитных волн.

Российского ученого особенно заинтересовал когерер — стеклянная колба с двумя электродами и металлической стружкой между ними. Когда устройство улавливало электромагнитные волны, его электропроводность резко увеличивалась и возникал электрический импульс. Однако чтобы «перезарядить» когерер, его необходимо было встряхнуть, что создавало сложности в использовании.

Александр Попов задался целью усовершенствовать когерер, чтобы ему можно было найти практическое применение. 7 мая 1895 года он представил свое эпохальное изобретение, которое стало отправной точкой к развитию радиотехники в России (7 мая до сих пор отмечается в нашей стране как День радио). В устройстве когерер был соединен с антенной и заземлением, что в значительной степени увеличивало его чувствительность. Импульс передавался на реле с подключенным к нему электрическим звонком. Вибрации от звонка встряхивали когерер и возвращали его в рабочее состояние в автоматическом режиме.

Александр Попова и его первый радиоприемник. Изображение: Wikimedia Commons; Центральный музей связи имени А.С. Попова

Первоначально изобретение Александра Попова использовалось как высокочувствительный детектор молний. Установленная на большой высоте антенна улавливала атмосферные разряды и передавала импульс на когерер, который замыкал электрическую цепь, и сигнал поступал на звонок. Дальность работы детектора молний, который мог заблаговременно сообщать о приближении грозы, составляла порядка 30 – 40 километров. В 1896 году Александр Попов усовершенствовал свое устройство и передал между двумя корпусами Санкт-Петербургского университета радиограмму на азбуке Морзе. Она состояла всего из двух слов: «Генрих Герц».

В те годы радио рассматривали как технологию, преемственную телеграфу, и даже называли «беспроволочным телеграфом». Отсюда созвучность терминов «радиограмма» (сообщение, переданное по радио) и «телеграмма» (сообщение, переданное по телеграфу). Нашла применение при передачи радиосигнала и созданная для телеграфных сообщений азбука Морзе — алфавит, закодированный в виде коротких и длинных сигналов (точки и тире). Он был наиболее удобен для передачи телеграмм и также начал использоваться при обмене радиограммами.

Гульельмо Маркони: как он изменил мир радиосвязи

В начале 1890-х молодой итальянский изобретатель Гульермо Маркони загорелся идеей создания беспроводного телеграфа. Он много экспериментировал с «волнами Герца» и, как и Александр Попов, оценил высокий потенциал когерера. В 1894 году Маркони представил собственный прототип системы радиосигнализации, в которой электрический звонок активировался по нажатию кнопки, расположенной в другой части комнаты. К 1895 году устройство могло передавать сигналы на расстояние более 3 километров. Для проверки специально была выбрана холмистая местность, и при этом сигнал все равно дошел без помех.

Маркони со своей аппаратурой конца 1890-х годов: передатчик (справа) и приёмник (слева) с лентой печатающего устройства (1901). Изображение: Published on LIFE, Public domain, via Wikimedia Commons

Маркони верил, что способ передачи сигналов на дальние расстояния можно успешно коммерциализировать. В 1896 году он запатентовал свое изобретение и основал компанию «Wireless Telegraph & Signal Company». Переехав в Англию, изобретатель работал над увеличением радиуса действия системы радиопередачи. Он привлек внимание инвесторов благодаря публичным демонстрациям: одной из самых известных из них стала передача сигнала через Ла-Манш. В 1901 году Маркони организовал первую в истории трансатлантическую передачу радиосигнала из Англии в Канаду, связав континенты без использования проводов.

Попов или Маркони: кто действительно создал радио?

Вопрос, кто первым изобрел радио, является предметом ожесточенных споров, которые не утихают уже более 100 лет. В России и странах бывшего СССР изобретателем считается Александр Попов, в значительной части западных стран — Гульермо Маркони. При этом ни один, ни другой изобретатель не смогли бы достичь успеха без открытий Джеймса Максвелла, Генриха Герца, Оливера Лоджа и Эдуарда Бранли. Если рассматривать события в хронологическом порядке, Попов продемонстрировал свою систему раньше, чем Маркони. Однако справедливо будет заметить, что Попов и Маркони проводили свои эксперименты независимо друг от друга и пришли к похожим результатам примерно в одно время.

Важно отметить, что в США и Сербии изобретателем радио считается Никола Тесла, так как именно он разработал главные принципы передачи электромагнитных волн посредством резонансного трансформатора. В 1897 году он подал заявку на патенты, полностью описывающие технологию радиоаппаратуры на основе собственных изобретений. В 1943 году Верховный суд США аннулировал часть патентов Маркони и признал приоритет Теслы в изобретении радио. Однако момент был давно упущен, и в общественном сознании изобретателями радио остались Александр Попов и Гульермо Маркони.

Изображение: Freepik

Радио в XX веке: передача звука

Значительным прорывом в истории радиотехники стала возможность передавать непосредственно звуковые сигналы. В конце XIX века канадский инженер-электрик Реджинальд Фессенден понял, что можно создать более совершенную систему, чем комбинация когерера и искрового разрядника.

В 1900 году он представил генератор переменного тока, колебания которого создавали непрерывные радиоволны со стабильной частотой и амплитудой. К системе подключался угольный микрофон — звуковые волны воздействовали на мембрану, изменяли сопротивление угольного порошка и, как следствие, силу тока в электрической цепи. Таким образом, амплитуды звуковых колебаний накладывались на радиоволны. В роли приемника выступал высокочувствительный терморезистор, который проводил демодуляцию — выделял исходный звуковой сигнал из модулированной несущей волны.

В 1906 году Реджинальд Фессенден успешно передал сигналы, в которых он читал Библию и играл на скрипке. Приемники были установлены на корабли, ушедшие в море на 80 километров от берега. Моряки каждого судна услышали непрерывную радиопередачу с четким хорошо различимым звуком. Вскоре технология громоздких генераторов Фессендена была вытеснена компактными ламповыми передатчиками, однако именно канадский изобретатель стал первооткрывателем радиовещания.

В 1920-х эксперименты показали, что ультракороткие волны (УКВ) длиной от 1 до 10 метров и с диапазоном частот от 30 до 300 МГц позволяют добиться лучшего качество звука, чем средние и длинные радиоволны. Наиболее эффективную технологию в 1933 году разработал американский изобретатель Эдвин Армстронг. Ею стала частотная модуляция FM. Несмотря на относительно малую дальность распространения волн (в среднем около 70 километров), они демонстрировали невероятную устойчивость к помехам. Первые гражданские FM-радиостанции начали появляться в конце 1940-х.

В 1950-х был принят стандарт УКВ-частот для массового вещания — от 87,5 до 108 МГц. Этот же диапазон используется и в современную эпоху. Первые УКВ-радиоприемники работали на вакуумных лампах и катушечных резонаторах, а для настройки частот использовались механические тюнеры, которые не могли обеспечить высокую точность. В наши дни УКВ приемники работают на полупроводниках — транзисторах и микросхемах. Зачастую они оснащаются электронными тюнерами, цифровыми системами сканирования каналов и обработки звука.

Радиоприемник «Звезда 54», 1954 г. Изображение: Кузьмичёнок Василий/Агентство «Москва»

Настоящее радио: как оно функционирует сегодня

Сегодня радиовещание разделяется на два основных типа: аналоговое (FM и AM) и цифровое (DAB, Digital Audio Broadcasting). Аналоговое радио основано на принципе подстройки параметров электромагнитных волн под звуковые колебания. Цифровое радио представляет собой чередование слабых и сильных сигналов, что позволяет передавать информацию в двоичном коде (набор единиц и нулей).

В середине 1990-х считалось, что цифровые системы уже в ближайшем будущем заменят аналоговое радио, так как они обеспечивают более высокое качество звука и позволяют одновременно со звуком передавать многие дополнительные данные. Однако переход на новый формат вещания требовал значительных инвестиций, и далеко не все страны были готовы к такому масштабному обновлению инфраструктуры. Кроме того, DAB-радио не выдержало конкуренции с быстро развивающимися интернет-сервисами, которые избавили пользователей от необходимости покупать специальные приемники, ведь воспроизводить потоковую музыку стало можно со смартфона, подключенного к интернету.

Радио Pure/DAB. Изображение: pure-audio.com

Будущее радио: тенденции и прогнозы

Несмотря на активную цифровизацию технологий, аналоговое радио сохраняет свою высокую популярность. Оно является важной частью повседневной жизни людей. И далеко не все готовы от него отказаться.  Относительная доступность радиоприемников, возможность узнавать локальные новости во время путешествий на автомобиле, прослушивание регулярных радиопередач и эмоциональная связь с их ведущими, — все эти факторы поддерживают популярность радио. Однако нет уверенности в том, что такая тенденция сохранится в будущем. Уже сегодня все больше производителей выпускают автомобили с поддержкой систем Apple CarPlay и Android Auto, которые позволяют интегрировать смартфон в медиасистему и получить доступ практически к любому контенту. Также распространяются умные колонки с возможностью подключения к телевизору. Вполне вероятно, что в будущем радио не исчезнет, а станет частью цифровых экосистем, что позволит найти разумный баланс между традициями и инновациями.

Влияние новых технологий на радиоэлектронику

Сфера радиоэлектроники играет важную роль в современном мире. Она охватывает не только системы связи, но и так называемый «интернет вещей». Многочисленные смарт-устройства зачастую обмениваются друг с другом радиосигналами посредством Bluetooth или Wi-Fi. Давайте рассмотрим, как новые технологии влияют на развитие радиоэлектроники.

  • Современные радиомодули постоянно уменьшаются в размерах и становятся более функциональными. Например, чип для связи 5G объединяет в себе функционал радиопередатчика, процессора и хранилища данных. При этом его размер не превышает нескольких нанометров.
  • Все более совершенные программные алгоритмы позволяют моментально перенастраивать радиочастоты, чтобы предотвратить перехват конфиденциальной информации. Нередко они работают в связке с нейросетями, которые фильтруют помехи и декодируют информацию даже в условиях слабого сигнала.
  • Радиоэлектронные устройства становятся более энергоэффективными благодаря возможности получать электричество из окружающей среды (например, посредством солнечных батарей). Квантовые усилители радиосигналов обеспечивают практически автономную работу радиоэлектронных устройств, что активно используется в космической отрасли.
Изображение: Freepik

Вопрос-ответ

Кто изобрел радио первым и в каком году?

Прототип передатчика и приемника представил Генрих Герц в 1886 году. Первые работоспособные системы изобрели Александр Попов и Гульермо Маркони в 1895 году.

Кто создал радиовещание?

Первую систему радиовещания, способную передавать звуки посредством радиоволн, создал Реджинальд Фессенден в 1906 году.

В какой стране придумали радио?

Устройства, которые положили начало радиотехнике, практически одновременно появились в таких странах, как Россия, Италия, Великобритания, Германия, США и Канада.

Иван Стефанов

Изображение на обложке: Freepik

Экспедиция на пароходе «Челюскин». История, спасение, значен...
18 февраля 2025  17 мин.

Экспедиция на пароходе «Челюскин». История, спасение, значен...

Освоение северных морей, лежащих вдоль русских берегов, шло на протяжении столетий. И с этой целью были предприняты десятки экспедиций. Едва ли не самой известной из них стал легендарный рейс парохода «Челюскин».

Кто такой Челюскин?

Человек, имя которого было дано знаменитому пароходу, и сам по себе легенда. Полярный мореплаватель и флотский офицер Семен Челюскин был одним из руководителей Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. Экспедиция состояла из ряда плаваний вдоль арктического побережья Сибири, во время которых Семен Челюскин занимался исследованиями и описаниями побережья. После того как судно «Якутск» затонуло во льдах недалеко от Таймыра, Семен Иванович организовал переход своих людей к находившемуся в нескольких сотнях верст населенному пункту и сохранил почти весь экипаж.

В честь Челюскина назвали открытую им самую северную точку континентальной Евразии – мыс Челюскин и северную часть исследованного им полуострова Таймыр.

Семен Иванович Челюскин; памятный знак на мысе Челюскин. Изображение: Wikimedia Commons; dzen.ru

Кто первым проложил Северный морской путь?

Северный морской путь идет от Европейской части России до Дальнего Востока. Точнее – от Карского пролива, находящегося между Баренцевым и Карским морями, и до мыса Дежнева в Беринговом проливе. Маршрут пролегает через четыре моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, плавание по которым осуществлялось издавна.

Плавали там и средневековые новгородские купцы, и отменные мореходы – поморы, и путешественник XVII века казачий атаман Семен Дежнёв. Русские ученые Михаил Ломоносов и Дмитрий Менделеев писали о важности северного мореплавания, а полярные исследователи – адмирал Фердинанд Врангель и норвежский океанограф, будущий нобелевский лауреат Фритьоф Нансен – совершали сложные переходы.

Впервые весь путь в конце 1870-х годов прошла с запада на восток экспедиция шведского геолога, географа и мореплавателя Адольфа Норденшёльда на судне «Вега». Однако ей не хватило совсем немного времени, чтобы завершить поход за одну навигацию. А в 1910-1915 годах первая уже российская экспедиция, которой руководил исследователь Арктики Борис Вилькицкий, на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» совершила первое же сквозное плавание из Владивостока в Архангельск. В годы Гражданской войны один из вождей Белого движения Верховный правитель России адмирал Александр Колчак, еще в молодости участвовавший в полярных экспедициях, учредил при своем правительстве Комитет Северного морского пути. Входившие в Комитет специалисты по освоению Арктики продолжили свою работу и при установившейся в Сибири Советской власти.

Новая власть стремилась к впечатляющим достижениям и грандиозным проектам. И очень умело опиралась в этом стремлении на организаторов- пассионариев – людей, готовых воплощать новые проекты и идеи с подлинной страстью и кипучей энергией. Одним из таких пассионариев был и Отто Юльевич Шмидт, будущий руководитель экспедиции, отправившейся по Северному морскому пути на пароходе «Челюскин». «Дайте нам такую экспедицию, и мы докажем, что мы, вооруженные современными знаниями, мощной современной техникой, страстностью в исканиях, настойчивостью и непоколебимой верой в благороднейшее дело, сможем пройти из океана в океан, и так пройти, как никто до нас еще не ходил», – так писало он об экспедиции своей мечты. 

Отто Шмидт, начальник Главсевморпути, 1936. Изображение: Дмитрий Дебабов, PD, via Wikimedia Commons

Кто такой Отто Шмидт?

К тому времени, когда в жизнь Шмидта вошла Арктика, он окончил физико-математический факультет Киевского университета, стал приват-доцентом, доказал теорему, которая получила название Крулля-Шмидта, и опубликовал монографию «Абстрактная теория групп» – первый труд по данному вопросу. После Октябрьской революции Шмидт поработал в Народных комиссариатах – продовольствия и образования, стал профессором математики в Московском государственном университете и возглавил там кафедру алгебры. Вдохновенным просветителем и умелым организатором он проявил себя, будучи директором Государственного издательства, а затем – одним из основателей и главным редактором Большой советской энциклопедии. В 1928 году Шмидт в составе советско-германской экспедиции отправился на Памир. А следующим его маршрутом стало Заполярье.

Советская власть, стремившаяся утвердиться там на землях, заявленных русскими владениями еще при царском правительстве, приступила к их хозяйственному освоению. В 1929 году Совнарком принял решение построить на Земле Франца-Иосифа самую северную в мире полярную станцию. Начальником экспедиции на пароходе ледокольного типа «Георгий Седов» с полномочиями правительственного комиссара на новых территориях назначили Шмидта, а капитаном судна – Владимира Воронина.

На следующий год «Седов», экспедицией которого руководили Шмидт и полярный исследователь Владимир Визе, совершил еще одно плавание к Земле Франца-Иосифа.

Модель ледокольного парохода «Георгий Седов» (Мурманский областной краеведческий музей). Изображение: miniflot.ru

Спустя еще три года, в 1932-м, Шмидт вновь совместно с Визе возглавил северную экспедицию, теперь уже на другом ледокольном пароходе – «Александр Сибиряков». «Мы сделаем попытку пройти без зимовки, – писал Шмидт, – и этим доказать, что Северный морской путь имеет не только научное, но непосредственно хозяйственное значение». Плавание сопровождалось рядом опасных «приключений», но, в конце концов «Сибиряков» был подхвачен буксиром и благополучно добрался до места назначения, впервые пройдя от Архангельска до Петропавловска-Камчатского за одну навигацию.

Какие цели были у плавания парохода «Челюскин»?

После успешного завершения похода на «Серебрякове» Шмидт был назначен начальником организованного тогда же Главного управления Северного морского пути. Задачей Управления было «проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».

«Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде. Изображение: Wikimedia Commons

Новый арктический поход, который предстояло осуществить в навигацию 1933 года, снаряжали в срочном порядке. Цели плаваний были как научные, так и хозяйственные. По словам Шмидта, назначенного начальником экспедиции, ее задачей было «сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию… Надо было укрепить и продолжить опыт плавания «Сибирякова», изучив ряд недостаточно известных участков моря». Кроме того, планировалось «наконец, проверить, в каких пределах возможно плавание на Севере грузовых пароходов – не ледоколов и каким-то образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всем пути». То есть предстояло выяснить, можно ли сделать рейсы грузопассажирских судов типа «Седова, «Сибирякова», «Челюскина» по арктическим морям регулярными и возить там в навигацию людей и грузы с сопровождением ледоколом на определенных участках трассы.

Как готовили экспедицию на пароходе «Челюскин»?   

Незадолго до описываемых событий на датских верфях по заказу Наркомвода построили судно, на котором собирались возить людей и грузы между устьем реки Лены и Владивостоком. Имя корабль получил соответствующее – «Лена». Шмидт добился того, чтобы «Лену» передали ему. Полученное судно переименовали в «Челюскин».

Корабль представлял собой грузопассажирский пароход ледокольного типа, оснащенный форштевнем особой конструкции и укрепленный «для навигации во льдах». Однако капитан Петерис Бейзас, который привел судно из Дании, отказался от дальнейшего командования им. Долго не соглашался взять на себя обязанности капитана и потомственный моряк, происходивший из поморов, Владимир Воронин. «Челюскин», по его словам, «совсем не подходил по своей крепости, а также по своим морским качествам для самостоятельного ледового плавания». «Я знаю, что меня ждет, – записал Воронин в дневнике, – как мне будет трудно вести это суденышко…». Экспедиция «Сибирякова» показала уязвимость таких судов в сложных льдах.

Не только параметры судна, но и та спешка, с которой организовывалось столь трудное плавание, несомненно, были факторами риска. Но тогдашний политический «курс на достижения успехов» требовал ими пренебречь. Шмидту предписывалось выполнять приказы, и он сполна проявил свои недюжинные организаторские способности: подготовка сложной экспедиции завершилась в рекордно короткие сроки.

Кто и когда отправился в плавание на пароходе «Челюскин»?

Всего в путешествие отправлялись 112 человек, из которых 38 уже имели опыт хождения на судах в Арктике, в том числе 19 – на пароходе «Сибиряков». Шмидт собрал крепкие научные кадры. В экспедиции участвовал гидробиолог и океанограф Петр Ширшов, в будущем один из героев-папанинцев, работавших на первой в мире полярной научно-исследовательской дрейфующей станции, позднее организатор и директор Института океанологии Академии наук, министр морского флота СССР. Ширшов уже имел опыт руководства арктическими исследованиями, которые должен был продолжить на «Челюскине». Научный персонал состоял также из физика, геодезистов-гидрографов, аэролога, гидрохимика и зоологов. Связь судна с Большой землей осуществлял Эрнст Кренкель, еще один будущий папанинец, известный тем, что в 1927 году впервые применил радиосвязь на коротких волнах в Арктике.

Радист Э. Т. Кренкель в радиорубке л/п «А. Сибиряков» в экспедиции по Северному морскому пути, 1932 г. /фонды РГМАА. Изображение: Вестник ОНЗ РАН

Также «Челюскин» вез на остров Врангеля зимовщиков и строителей. Среди плывших на пароходе было 10 женщин и годовалая дочь будущего начальника зимовки. (Прим. ред.: Еще один ребенок, девочка Карина, родился у другой семьи зимовщиков уже во время плавания). Для освещения «челюскинского» похода на борту находились корреспонденты и кинооператоры.

Из Ленинграда (прим.ред.: ныне Санкт-Петербург) «Челюскин» провожали торжественно, при большом стечении народа. 10 августа 1933 года пароход вышел из порта Мурманска.

Как проходило плавание на пароходе «Челюскин»?

Первую половину пути экспедиция прошла без особых проблем, если не считать того, что судно побило льдинами, а в начале плавания даже возникла течь в трюме. Капитан даже хотел вернуться в порт, но повреждение удалось устранить самим. В Карском море вызвали на помощь ледокол «Красин». Он провел «Челюскин» через льды и уплыл помогать другим судам. Пароход продолжил движение в одиночку. И в Восточно-Сибирском море, пробираясь между тяжелыми льдами, получил более серьезное повреждения, отчего усилилась течь. «Как трудно идти среди льдов на слабом “Челюскине”, к тому же плохо слушающемся руля», – записал Воронин.

Но настоящие трудности ждали путешественников ближе к Чукотскому морю и в нем самом. Высадить зимовщиков на остров Врангеля не удалось: в начале 20-х чисел сентября судно зажало неподвижным льдом у побережья острова Колючин – в том же районе, где годом ранее потерял гребной винт пароход «Сибиряков». Добравшиеся до «Челюскина» чукчи на собачьих упряжках увезли на Большую землю несколько человек, прежде всего заболевших. От места вынужденной остановки до Берингова пролива, в котором заканчивается Северный морской путь, пароходу оставалось пройти совсем немного. Команда скалывала лед вручную и подрывала ледяной панцирь при помощи аммонала, чтобы освободить «Челюскин». Наконец он двинулся с места и поплыл, дрейфуя вместе с льдиной и то продвигаясь вперед, то возвращаясь, проходя по несколько раз мимо одних и тех же мест.

4 ноября дрейфующее судно вошло в Берингов пролив. Северный морской путь, хоть на последнем отрезке и по воле стихий, но был пройден. До «чистой воды» оставались считанные мили. Но радость оказалась недолгой: вмерзший в плавучую льдину пароход застрял между мысом Дежнёва и островом Диомида, а затем «Челюскин» течением буквально выбросило из пролива обратно в Чукотское море – на простор Северного Ледовитого океана…

Изображение:  goarctic.ru

Как погиб пароход «Челюскин»?

Вскоре помощь «Челюскину» предложил совершавший неподалеку свое плавание ледокол «Литке». Но поскольку сам «Литке» находился не в лучшем виде, сначала Воронин, а потом и Шмидт отказались от его помощи. Вскоре все-таки пришлось ее запросить, и ледокол направился к пароходу, но когда расстояние между ними составляло всего 20 миль, стало понятно, что «спасатель» того и гляди не выдержит. 17 ноября на срочно собранном челюскинцами совещании «Литке» решили «отпустить». «Челюскин» дрейфовал еще некоторое время, пока льды окончательно не сковали его. Решили перезимовать, а весной выходить на чистую воду.

Жизнь на скованном льдом корабле шла своим чередом и на первый взгляд выглядела вполне благополучно. Но смертельная опасность висела над всеми, кто находился на нем. Гидробиолог Петр Ширшов отметил в своих записках: «Любопытная у нас зимовка! Живем в теплых каютах, спим в уютных койках, работаем, читаем, болтаем, о чем придется, и понемножку ждем, когда опять завизжит и заскрипит кругом и со страшной силой навалится на борта корабля. В пургу, в мороз, в полярную ночь придется уходить на лед. До берега сто пятьдесят километров... Когда вспомнишь, что у нас столько людей, не способных пройти даже двух миль, - как-то не по себе становится…»

События, к которым челюскинцы готовились, но все равно ждали с тревогой, произошли днем 13 февраля 1934 года. «…при пурге и 30-тиградусном морозе начался сильный напор торосов, – вспоминал Воронин. – Инженер Расс подошел ко мне:

– Капитан, – сказал он. – Впереди начинается торошение льда. Идет высокий вал… прямо на нас.

В эту минуту судно заскрипело. Лед начал сжимать корпус…

– Конец, – сказал я себе. – Теперь все силы на выгрузку…»

Люди стали покидать получившее пробоину судно, а команда делала все возможное, чтобы оттянуть его гибель и дать возможность всем выйти на безопасный лед и вынести туда снаряжение, стройматериалы, продовольствие, одежду и научные материалы. Приближался роковой момент.

«…Быстро вздымается над водой корма, по ее палубе катятся бочки, оставшийся груз… – зафиксировал драматические моменты гидрограф Павел Хмызников. – Оголяется руль, винт. Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… (…) Кто-то кричит:

– Дальше от судна! Сейчас будет водоворот!

Людская толпа, хлынувшая было вперед, подалась назад. Белая ледяная шапка выплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются. Волна спадает… Груда льда. Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков. «Челюскина» нет…»

«Челюскин» уходит под воду. Кадр из кинохроники участника, кинооператора экспедиции Аркадия Шафрана. Изображение: Wikimedia Commons

Пароход затонул недалеко от Чукотки – в 155 милях от мыса Северный (сейчас мыс Шмидта) и в 144 милях от мыса Уэлен.

Как челюскинцы жили на льдине?

Удивительно, но спаслись все участники экспедиции, кроме завхоза Бориса Могилевича, которой был сбит с ног покатившейся по палубе бочкой и ушел на дно вместе с судном.

Отныне у экспедиции началась совсем другая жизнь. Ночевали в установленных на льду палатках. Наладили связь с Большой землей и стали дожидаться эвакуации. Из досок и кирпичей, первоначально предназначенных для доставки на остров Врангеля и при выгрузке на льдину снятых с судна, построили барак и камбуз. Соорудили вышку «со световым сигналом и площадкой для астрономических наблюдений». Продовольствия вынужденным зимовщикам должно было хватить минимум на два месяца. Самым важным было теперь сохранить человеческие жизни, и Шмидт, человек мягкий, приказы которого обычно звучали как просьбы, на сей раз объявил: при попытке самовольно оставить лагерь будет применено оружие. Желающих рискнуть не нашлось. Челюскинцы продолжали организованно ждать помощи с материка.

О.Ю. Шмидт и капитан В.И. Воронин на палубе «Челюскина»; палатка в ледовом лагере Шмидта. Из книги: Громов Б. 104 - на дрейфующей. - М., 1964.. Изображение: Архангельская областная научная библиотека им Н. А. Добролюбова

Руководитель экспедиции нес все ее тяготы наравне с товарищами. Ночевал, как и все, в палатке, и нередко его знаменитая борода за ночь примерзала к брезентовой стенке или к спальнику. Находившийся тут же художник Федор Решетников (Прим. ред.: Позже он стал широко известен по картине «Опять двойка») нарисовал начальника экспедиции выглядывающим из палатки и с примерзшей ко льду бородой. Дружеский шарж был помещен Решетниковым в стенгазете «Не сдадимся!», которую выпускали регулярно. В лагере, как и до этого на судне, читали лекции, а Шмидт вел кружок диалектического материализма. Литературные вечера в палатках, патефон, игра в домино – челюскинцы как могли скрашивали свое пребывание в нечеловеческих условиях. И продолжали научную работу.

Условия, в которых оказались челюскинцы, были беспрецедентными в истории освоения Арктики со времени гибели в конце 1840-х годов экспедиции сэра Джона Франклина. О том, что переживали тогда Шмидт и Воронин, годы спустя рассказал со слов капитана один из участников ледового похода. С глазу на глаз они говорили друг другу: «В лучшем случае – отставка, в худшем – “высшая мера”». Но спустя две томительных недели 27 февраля на океанской льдине получили радиограмму, подписанную Сталиным и членами Политбюро, где были такие слова: «Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой со стихией и принимаем все меры к оказанию вам помощи». Еще раньше, 14 февраля, в Москве для спасения зимующих на льду людей создали комиссию во главе с заместителем председателя Совнаркома Валерианом Куйбышевым, состоявшую из опытных специалистов.

Спасение экспедиции парохода «Челюскин»

Из-за непроходимого льда и трудных погодных условий другие суда не могли подойти к месту зимовки. Шмидт предложил вывозить людей на собачьих упряжках, но обеспечить столько запряженных ездовыми собаками нарт, сколько требовалось, означало оставить без средств передвижения жителей Чукотки.

Оставался единственный выход: задействовать авиацию. Зимовщики, имея минимум инструментов – бо́льшая часть ушла под воду на отколовшейся в момент гибели судна льдине – принялись расчищать площадку, на которую могли бы садиться самолеты.

Карта спасательных экспедиций из книги «Героическая эпопея: Поход Челюскина. - Как мы спасали челюскинцев». Изображение: rusbibliophile.ru

Первый самолет вылетел из небольшого чукотского селения вблизи мыса Дежнёва только 5 марта, управлял им летчик Анатолий Ляпидевский. Он признавался потом, что никогда ему не приходилось иметь дело с такой маленькой – и то устроенной неимоверными трудами – площадкой, да еще окруженной со всех сторон ропаками, то есть вертикально стоящими льдинами. Но посадка удалась. Радость встречающих была неописуемой. Ляпидевский же волновался: «цель, к которой так долго стремился, была достигнута… вопрос заключался теперь в том, как взлететь…» Однако самолет благополучно перевез на Большую землю первую партию челюскинцев – женщин и детей.

Однако только через месяц с небольшим после первой эвакуации, 7 апреля, в лагерь челюскинцев прибыли еще три самолета, управлявшиеся Маврикием Слепнёвым, Николаем Каманиным и Василием Молоковым: прилететь раньше им не позволили метеоусловия. К спасательной операции присоединились летчики Михаил Водопьянов, Иван Доронин и Михаил Бабушкин. Шмидт утвердил список эвакуируемых, в котором «положение, профессия или ученая степень не имели… никакого значения». Более того: многие хотели лететь в самом конце. Но последними в списке значились Воронин и Шмидт. Лишь болезнь Шмидта нарушила эту очередность.

Изображение: nlr.ru

Одетый в легкую куртку и горные ботинки, он целый день провел на аэродроме, продувавшемся ледяным норд-остом. К следующему утру у Шмидта поднялась температура и он не смог встать с постели, время от времени бредил. Уже еле живого начальника экспедиции пришлось уговаривать эвакуироваться, решающим аргументом стала полученный в ответ на телеграмму, посланную Куйбышеву, приказ вывезти Шмидта.

Всего летчики, вызволявшие участников экспедиции из ледового плена, совершили 23 рейса, последний – 13 апреля. Людей перевозили на Чукотку, оттуда на Камчатку, после чего их доставили во Владивосток и потом в Хабаровск. 19 июня 1934 года в Москве челюскинцев встречали сотни людей с цветами, а на Красной площади в их честь состоялся праздничный митинг с участием советского руководства и парад. Летчикам, спасшим челюскинцев, были впервые в стране присвоены незадолго до того утвержденные звания Героя Советского Союза, а всех, кто два месяца выживал на льдине, наградили орденами Красной Звезды.       

Первый Герой Советского Союза летчик Анатолий Ляпидевский (1908 - 1983 ); орден Красной Звезды.  Изображения: Mil.ru, CC BY 4.0; P.Fisxo, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons 

Значение экспедиции «Челюскина»

Несомненно, главным итогом экспедиции стало ее спасение: в невероятных условиях выжили все. Однако это был далеко не единственный итог челюскинской одиссеи. Опыт подобного плавания имел неоценимое значение для освоения Северного морского пути. Результатами его, кроме новых знаний о плавании в арктических морях, явились:

  • опыт выживания людей на дрейфующем льду, что впоследствии использовали при организации дрейфующих научных станций;
  • разработка программы по постройке судов для освоения Арктики, в том числе мощных ледоколов типа «Ермак» и «Красин», и начало создания специальной ледокольной службы для наиболее сложных участков северных морей;
  • строительство новых полярных станций вдоль трассы Северного морского пути ради обеспечения судовых капитанов и начальников экспедиций прогнозами погоды и сведениями о состоянии льда;
  • создание в системе Главного управления Севморпути специального подразделения – Управления полярной авиацией, которое должно было обеспечивать работу летчиков в условиях Арктики;
  • открытие в Московском и Ленинградском университетах кафедр североведения.
Демонстрация на Красной площади, посвященная встрече участников полярной экспедиции на пароходе «Челюскин». 19 июня 1934 года. Фото Б. Игнатовича. Главархив Москвы/mos.ru

Был у экспедиции и еще один результат – пропагандистский, который оказался не менее важным, чем научный или хозяйственный. Путешествие, начинавшееся как дерзкое, рискованное и не до конца продуманное предприятие и продолжившееся как драма, едва не обернувшаяся трагедией, стала в итоге настоящей культовой сагой о беспримерном мужестве и героизме советских людей. В середине-второй половине 30-х годов в советском обществе сложился настоящий культ героев-полярников, сначала челюскинцев, а чуть позже и папанинцев. Арктика стала ассоциироваться с местом приложения сил и возможностью обрести дело своей жизни. Сегодня Северный морской путь вновь привлекает к себе повышенное внимание: начинается современный этап в его истории.

Ирина Кравченко

Изображение на обложке: картина художника-репортера экспедиции Федора Решетникова «Гибель «Челюскина»/ maslovka.org

Колосс Родосский
16 февраля 2025  10 мин.

Колосс Родосский

Колосс Родосский — исполинская статуя, посвященная древнегреческому богу Гелиосу, олицетворявшему Солнце. Это одно из семи чудес древнего мира. Многие его тайны так и не были раскрыты и обросли мифами. Гигант, возвышающийся над гаванью греческого острова Родос, будоражил умы всех, кому посчастливилось увидеть его воочию. Даже сегодня мы были бы впечатлены величием Колосса. Самый большой памятник Владимиру Ленину в Волгограде превосходит античный шедевр всего на несколько метров, если считать высоту обеих статуй вместе с постаментами. В этой статье мы вспомним историю создания и падения Колосса Родосского, а также постараемся разобраться в дальнейшей судьбе уцелевших фрагментов статуи.

История создания Колосса Родосского

Средиземноморский остров Родос имел особое значение в античной истории. В лирической оде поэта Пиндара сказано, что он был рожден в союзе бога Гелиоса и нимфы Роды: вырос из моря и расцвел, будто цветок. Однако помимо возвышенного мифологического образа остров этот имел и вполне практическое значение: с него было удобно контролировать восточный вход в Эгейское море. Кроме того, именно в районе Родоса пересекались различные морские торговые пути, что обеспечивало процветание местным жителям. В течение V и IV веков до нашей эры за остров ожесточенно боролись Афины, Персия и Кария (древнее государство в Малой Азии), но в итоге Родос стал частью империи Александра Македонского.

После смерти Александра Великого его империя распалась, и контроль над островом ослаб. Фактически он стал независимым государством — крупным торговым и культурным центром. Родос заключил союз с египетским царством и династией Птолемеев, что позволило ему почти полностью взять под свой контроль морскую торговлю в регионе. Естественно, что такое положение дел не устраивало нового македонского правителя Антигона I. В 305 году до нашей эры он поручил своему сыну Деметрию Полиоркету взять Родос в осаду.

Город Родос, гравюра 15 век. Изображение: University of Edinburgh Heritage Collections, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Деметрий был талантливым военным стратегом и инженером, а потому подошел к осаде со всей основательностью. К острову был отправлен боевой флот численностью в 200 основных и 150 вспомогательных судов. Также македонцы заручились поддержкой нескольких пиратских флотилий. Высадившись на остров, Деметрий построил гелеополиду (от древнегреческого «гелеполис» («ἑλέπολις»), что переводится как «захватчик городов») — передвижную 40-метровую осадную башню, оснащенную катапультами и таранами.

Несмотря на колоссальный численный перевес войска македонцев (40 000 против 7 000 человек), блокаду и постоянны штурмы, родосцы продержались целый год. Не достигнув желаемого результата, Деметрий под давлением греческих полисов, которые называли осаду «пиратским вторжением», был вынужден заключить мирное соглашение и отступить. От продажи брошенного снаряжения Родосу удалось получить серьезные деньги, а металлическая обшивка увязшей в грязи гелеополиды была переплавлена. Вырученные средства и строительные материалы решили использовать для постройки статуи Гелиоса — бога-покровителя Родоса.

Осада Родоса. Изображение: Edmund Ollie rPublication, Public domain, via Wikimedia Commons

Процесс строительства Колосса

Работу над статуей поручили скульптору и архитектору Харесу из Линды — небольшого поселения на острове Родос. На тот момент сам Харес еще не был широко известен, однако его учитель Лисипп уже вошел в историю как новатор, создающий скульптуры с расчетом не только на фронтальный, но и на круговой обзор. Родосцы поставили Харесу обязательное условие: статуя должна в 10 раз превышать человеческий рост при сохранении реальных пропорций. Позднее требование к высоте было увеличено в два раза, при этом пропорционально был увеличен и гонорар создателя.

Процесс возведения статуи известен лишь приблизительно — его описание основано на обобщении трудов античных и византийских историков. Харес приступил к работе в 292 году до нашей эры. Сначала в гавани был возведен 15-метровый мраморный постамент, служивший фундаментом. Строительство осуществлялось прямо на постаменте, так как собрать статую по частям было невозможно, учитывая уровень развития технологий той эпохи. Для доступа к верхним частям использовались земляные насыпи.

Изображение: Rijksmuseum

Для придания устойчивости скульптору пришлось немного отступить от условий задания и сделать ступни Гелиоса непропорционально большими. Каркасом статуи служила смесь из камня из глины, внутри которой находились железные штыри. По мере строительства каркас обшивался бронзовыми листами с загнутыми краями. После 12 лет строительства итоговая высота статуи составляла от 32 до 36 метров, что с учетом постамента давало невероятный суммарный показатель около 50 метров. Статую Гелиоса начали называть словом «колоссос» («κολοσσός»), что в переводе с древнегреческого означает «огромная статуя» (прим.ред.: от того же корня происходит и эпитет «колоссальный»).

История Колосса с 280 по 226 гг. до н.э.

Колосс Родосский простоял 54 года, с 280 по 226 г.г. до нашей эры. На протяжении всего этого времени он сохранял свой двойственный статус как культового религиозного объекта, так и туристического чуда. Тысячи паломников и путешественников стремились попасть на Родос, чтобы поклониться исполинскому Гелиосу и лично увидеть эту невероятных размеров скульптуру. В древнегреческой поэтической антологии есть строки, отражающие восприятие Колосса современниками. В них сказано, что родосцам удалось усмирить волны, создать статую, достигающую Олимпа, и зажечь факел свободы над Эгейским морем. Важно отметить, что в исторических трудах до Средневековой эпохи никаких упоминаний о факеле в руке Гелиоса не встречается.

Колосс Родосский, гравюра Антонио Темпеста. 1610 год. Изображение: Rijksmuseum

Гибель Колосса: события 226 г. до н.э.

В 226 году до нашей эры на Родосе произошло страшное землетрясение, разрушившее гавани и множество зданий. Не удалось устоять и Колоссу — статуя надломилась в области коленных стыков и упала на берег. Жители города незамедлительно начали собирать средства на восстановление, однако от жрицы Дельфийского оракула пришло пророчество, согласно которому перемещение статуи разгневает Гелиоса и навлечет на остров несчастья. Фараон Птолемей III был готов полностью покрыть расходы на восстановление Колосса, однако и его предложение было отклонено.

Судьба остатков статуи: уничтожение и утрата

Дальнейшая судьба остатков статуи точно неизвестна, но считается, что Колосс пролежал на земле около 800 лет, прежде чем его разобрали арабские завоеватели. Античный историк и географ Страбон в I веке до нашей эры писал, что даже остатки разрушенной статуи производили столь сильное впечатление, что на них приезжали посмотреть из разных земель. Заметки римского историка и ученого Плиния Старшего помогли установить высоту Колосса. Он также восхищался масштабами скульптуры, упоминая о том, что немногим удавалось обхватить двумя руками большой палец статуи.

В конце IV века нашей эры остров Родос стал частью Византии, а государственной религией было принято христианство. Некоторые историки сомневаются в том, что новые власти стали бы оберегать языческую статую, облицованную бронзовыми пластинами. Однако общепринятой считается версия из «Хронографии» византийского монаха Феофана Исповедника, согласно которой окончательно погубили Колосса завоеватели. В VII веке воины арабского полководца Муавии I разграбили Родос и забрали остатки статуи в качестве добычи. Чтобы перевезти переплавленную бронзу на корабль, понадобилось 900 верблюдов. Впоследствии эти материалы были проданы купцу из Эдессы, и история Колосса Родосского завершилась.

Колонны в гавани Мандраки, на месте которых находились ноги статуи, по одной из версий. Изображение: Wikimedia Commons; Freepik

Современные исследования и гипотезы о расположении Колосса

Как ни странно, ни один из писателей античности не рассказал о том, где именно стояла статуя Гелиоса. На классических изображениях Колосс Родосский стоит сразу на двух постаментах, широко расставив ноги над входом в гавань, однако эта версия оспаривается. Историки указывают на отсутствие письменных свидетельств такого ее расположения, а инженеры подчеркивают, что даже при использовании одного постамента обеспечить скульптуре устойчивость представлялось очень сложной задачей. Кроме того, подводные исследования гаваней Родоса не выявили каких-либо следов фундамента, поэтому вполне возможно, что Колосс стоял не над водой.

Ф. Купка. Колосс Родосский. 1906. Изображение: ancient.eu, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Где же в действительности он мог располагаться? Вот некоторые из версий.

  • В акрополе Родоса. На вершине холма Монте-Смит стоят руины древней цитадели и храма. Традиционно считается, что он был посвящен Аполлону, но есть предположение, что его построили в честь Гелиоса. Остатки каменного фундамента, сохранившиеся до наших дней, могли служить опорой для гигантской статуи. Также на холме было бы гораздо проще возводить земляные насыпи.
  • В храмовом комплексе рядом с гаванью Мандраки. Сегодня здесь стоит форт Святого Николая, построенный в XV веке. В его конструкцию включен некий более ранний фрагмент — круг из мраморных блоков, вырезанных слишком уж искусно для военных целей крепости. Возможно, постамент Колосса был круглым и располагался на суше возле гавани.
Вид на гавань Мандраки. Изображение: Freepik
  • Нигде. Это менее популярная гипотеза, однако некоторые историки считают, что Колосс — это миф и статуя имела исключительно символическое воплощение. Рассказы и письменные свидетельства о гигантской скульптуре не что иное, как легенда, которая отражала мощь флота Родоса и стойкость жителей острова. Сторонники гипотезы указывают на отсутствие археологических свидетельств существования статуи и противоречивые данные ее о внешнем виде.

Возрождение Колосса: современные проекты и идеи

В 1999 году большой поклонник древнегреческой культуры инноватор Джордж Барбутис стал автором проекта «Миллениум». Он предложил использовать современные технологии, чтобы создать статую Гелиоса высотой около 150 метров. По его замыслу она могла бы стать достопримечательностью мирового уровня, чудом света нового мира и вечным символом острова Родос, связывающим разные эпохи. Проект испытывает трудности с финансированием (необходимо собрать более €250 млн), однако он до сих пор не закрыт и, возможно, будет реализован в будущем.

Еще один интересный проект в 2008 году представил немецкий художник Герт Хоф. Он также предложил создать статую высотой 150 метров, но дополнить ее динамическими световыми инсталляциями. После заката зрители смогли бы любоваться красочными шоу с историями из древнегреческих мифов. Помимо проблем с финансами, проект столкнулся с масштабным культурным сопротивлением. Жители острова считали, что высокотехнологичное сооружение станет проявлением неуважения к историческому наследию. В 2012 году Герт Хоф скончался, и спустя три года проект был закрыт.

Проект специалистов из Греции, Испании, Италии и Великобритании. Изображение: colossusrhodes.com

Интересные факты и легенды о Колоссе Родосском

  • Плиний Старший писал, что Харесу предложили гонорар 300 талантов (почти 8 тонн) серебра за создание Колосса. Это вызывает сомнения, так как за один талант можно было купить престижный дом в Афинах. Чтобы получить хотя бы один талант, обычному греческому жителю пришлось бы ежедневно работать в течение 16 – 17 лет.
  • Харес согласился увеличить высоту Колосса в два раза, однако он не учел, что расход материалов увеличивался при этом в восемь раз. Скульптору пришлось влезть в огромные долги, на протяжении всего строительства он постоянно сталкивался с дефицитом ресурсов. После окончания работы Харес был морально истощен. Не выдержав давления кредиторов, он якобы решил свести счеты с жизнью.
  • Выражение «Колосс на глиняных ногах» часто связывают со статуей Гелиоса, которая как раз надломилась в коленях, однако на самом деле это фраза из Ветхого Завета. В Книге пророка Даниила описывается сон царя Навуходоносора, в котором огромный страшный истукан падает от удара в ноги. Эта история символизирует закат Нововавилонского царства.

Колосс Родосский в вопросах и ответах

Что такое Колосс Родосский?

Колос Родосский — это гигантская статуя бога Солнца Гелиоса, одно из Семи чудес света.

Был ли на самом деле Колосс Родосский?

Есть гипотеза о том, что Колосс Родосский — это просто популярный миф. Но согласно научному консенсусу он все же существовал в реальности.

Кто построил Колосса Родосского?

Статую Колосса Родосского построил древнегреческий скульптор Харес, ученик Лисиппа.

Из чего был сделан Колосс Родосский?

Внутренняя часть Колосса была выполнена из глины, камней и железа, а внешняя — из бронзы.

Где находился Колосс Родосский?

Колосс Родосский находился на острове Родос в Древней Греции. Более точное местоположение статуи до сих пор неизвестно.

Историческая значимость Колосса Родосского

1) Cтатуя Свободы в Нью-Йорке; 2) Сальвадор Дали. Колосс Родосский. 1954. Изображения: Freepik; Wikimedia Commons

Колосс стал символом невероятных человеческих возможностей и одновременно с этим отразил хрупкость и мимолетность бытия. На протяжении более 2 000 лет это великолепное творение занимало и продолжает занимать умы деятелей искусства. Образ Колосса в своих творениях возрождали Уильям Шекспир, Франсиско Гойя, Герберт Мэрион и Сальвадор Дали. Скульптор Фредерик Бартольди, создавший статую Свободы, также вдохновлялся родосским чудом, а для сбора средств на строительство постамента поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс». И хотя Колосс простоял совсем недолго, историческая память о нем живет до сих пор.

Иван Стефанов

Изображение на обложке: Pinterest

Посмотреть все статьи

Видео на ПОИСКе

Показать все
Скачать последний выпуск Поиск
Скачайте последний выпуск газеты «ПОИСК» бесплатно прямо сейчас Скачать

ПОИСК — путеводитель по науке

Показать все