С наукой по жизни. Молодые ученые расшифровывают смыслы научной повседневности

В минувшую субботу Центр истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ вновь собрал молодых ученых на Межвузовскую школу, которая проходит уже в пятый раз.


Дискуссии о «связи науки с жизнью» идут давно и не собираются утихать. Однако по большей части касаются они вопросов практического применения научных знаний, степени «полезности» тех или иных научных изысканий, поиска баланса между фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Но участники Школы молодых ученых, среди которых были как представители московских вузов (РГГУ, РАНХиГС, ВШЭ), так и исследователи из других городов, познавали совсем иные смыслы привычной, казалось бы, словесной конструкции. Представленные ими исследования касались непосредственной связи между научной деятельностью и повседневной жизнью вовлеченных в неё людей. При этом в орбиту интересов молодых историков науки попали как отдельные яркие биографии, так и хроника становления целых научных отраслей или известных ныне вузов.

По мнению организаторов Школы, история науки часто соприкасается с историей идей, рассказывая миру о научных открытиях и изобретениях прошлого. История «научной повседневности» помогает нам ближе познакомиться с человеком, подарившим миру то или иное открытие. Изучение этой повседневности позволяет структурировать, упорядочивает контуры профессиональной биографии, помогает обозначить особый социальный портрет научного сообщества и одновременно дифференцирует, маркирует различие группы в его составе. Именно в рамках повседневности рельефно раскрывается причастность ученого особой корпоративной этике, ценностям и смыслам профессии.

Заявленная тема нынешней Школы «Один день из жизни ученого: повседневность коммуникации, смыслы» вобрала в себя и рассказ об иркутском периоде жизни и работы известного египтолога И.Г. Франк-Каменецкого, и момент зарождения радиационной гигиены — новой сферы исследований, появившейся в орбите интересов советской науки только в конце 1940-х, и историю возникновения подмосковных наукоградов, и хронику формирования научных коллективов сибирских вузов, число которых в 1930-х годах стремительно увеличивалось, и детали быта фольклорных экспедиций под руководством В.М Щурова и даже историю так называемой «пограничной науки» в СССР, изучавшей телепатию, НЛО и другие аналогичные феномены.

Статус Школы предполагал не только знакомство с исследованиями, проведенными молодыми учеными, но и ответы на вопросы, детальные научные комментарии и профессиональные рекомендации со стороны старших коллег, комментировавших доклады, а также открытые лекции.

Какое жалованье получали в XIX веке профессора различных университетов Российской империи и на что они тратили свой заработок? Какие формы привлечения научных кадров в регионы использовало советское руководство? Чем и почему отличаются друг от друга образы советских ученых, выведенные в кинематографе разных лет? Чего было больше в массовом рационализаторском движении, развернувшемся в СССР, идеологии или подлинного массового полета творческой мысли? Как социологи изучают мнение рядовых граждан нашей страны о месте ученых в обществе? Ответы на эти и другие вопросы участники школы узнали из лекций директора Центра, доктора исторических наук, профессора РГГУ Е. А. Долговой и её коллег: доктора исторических наук профессора Томского государственного университета М. В. Грибовского, кандидата исторических наук, доцента Казанского государственного аграрного университета Д. А Пинаевой, кандидата социологических наук, директора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Е.А.Стрельцовой.

Комментировали работы молодых историков доктор исторических наук, профессор Уральского Федерального университета Л.Н. Мазур, кандидат исторических наук, старший преподаватель НИУ ВШЭ Т.К. Холматов, кандидат юридических наук старший преподаватель МГПУ М.О. Окунева, доктор исторических наук , доцент СПбПУ И.В.Сидорчук, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН В.А.Куприянов.

По словам руководителя Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ Евгении Долговой в этом году Школа получила более пятидесяти докладов от молодых исследователей, из которых для выступления отобрали только пятую часть. С каждым годом популярность Школы растет. «С одной стороны вокруг нашей школы сформировалось ядро молодых историков, социологов, философов и представителей других научных сфер, которым интересна история отечественной науки, а с другой, школа ежегодно привлекает все более широкий круг участников, — говорит Евгения Долгова. — Причем некоторые участники первой Школы остаются с нами до сих пор, теперь уже в качестве модераторов и без пяти минут экспертов». Добавим, что он-лайн формат, в котором традиционно проходит Школа, делает участие в ней максимально доступным и позволяет молодым ученым, выступающим с докладами, получить глубокие и непредвзятые отзывы о своих работах от коллег из других вузов и городов.

 

Нет комментариев