о газетедобавить в избранноесделать стартовой


Подписка
Спецвыпуски

Конкурсы

Конференции
Вакансии
Опрос
Мой "ПОИСК"
 
Новости
Официально

Депутаты ГД приняли в третьем чтении законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования”.

Владимир Путин подписал ряд распоряжений о финансировании ключевых вузов страны.

Вступил в силу приказ министерства №910 “Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2010 году”.

Регионы

На астрофизическом полигоне “Торы” Иркутского госуниверситета введена в строй новая установка.

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер на минувшей неделе приезжал в Москву вместе с представителями венчурных инвестиционных кругов и инновационных компаний Кремниевой долины.

Премьер Владимир Путин провел в Санкт-Петербурге совещание, посвященное реализации программ развития ведущих университетов.

СНГ

В нынешнем учебном году в нескольких вузах Киргизии бумажные зачетки заменят электронными.

Министр образования и науки Армении Армен Ашотян нарушил традицию и в начале сентября не созвал пресс-конференцию, посвященную итогам приемной кампании - 2010.

В Харькове состоялся II Международный экономический форум “Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы”.

Вебом едины

Опубликована программа конференции «Разработка ПО 2010 Бизнес».

В Петрозаводском госуниверситете состоялись традиционные международные летние студенческие сборы по командному программированию

Первые из числа обычных докладов, присланных на конкурс конференции «Разработка ПО 2010», были одобрены и приняты в программу.

Интердайджест

Лауреатами Нобелевской премии по химии 2010 года объявлены специалисты в области металлоорганической химии - Ричард Хек (Richard F.Heck), Эйити Негиши (Ei-ichi Negishi) и Акира Судзуки (Akira Suzuki).

При болезни Паркинсона в клетках головного мозга перестают работать некоторые гены митохондрий, так называемых энергетических фабрик клетки.

Старейшие следы динозавров обнаружены в Польше, они говорят о том, что ископаемые ящеры возникли здесь вскоре после пермско-триассового вымирания видов.

Вавилонская башня познания Наука, Публикации

Представители разных наук учатся понимать друг друга

“Наш мозг напоминает сфинкса. Он самодостаточен. Он задает нам трудные вопросы. Он молчит, когда мы задаем вопросы ему”. Такой метафорой профессор Татьяна Черниговская начала лекцию “Покажем зеркало природе...” на открытии Четвертой Международной конференции по когнитивной науке, состоявшейся летом в Томске. Разгадку тайны этого сфинкса называют одной из главных научных задач XXI столетия: ведь она даст ключ к созданию искусственного интеллекта. К ее решению давно подступаются ученые самых разных направлений. В последние десятилетия стало ясно, что рассчитывать на успех можно только при объединении усилий. Как выработать общий язык представителям естественных, точных и гуманитарных наук?

Общий сбор

Международные конференции по когнитивной науке проходят в нашей стране раз в два года. После Казани, Санкт-Петербурга, Москвы ученых-когнитивистов принимал Томск. Организаторами научного форума стали Томский государственный университет (ТГУ), Институт психологии РАН, Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (МАКИ), Межрегиональный общественный фонд “Центр развития межличностных коммуникаций”, Российский научный центр “Курчатовский институт”. В “Сибирские Афины” съехалось 276 представителей России и 53 участника из 36 стран мира - более 300 ученых, исследующих познание и его эволюцию, интеллект, мышление, восприятие, сознание, представление и приобретение знаний, язык как средство познания и коммуникации, мозговые механизмы познания и сложных форм поведения. Доклады и обзорные лекции прочли ведущие специалисты по междисциплинарным когнитивным исследованиям, в том числе основоположники крупнейших современных подходов к моделированию мышления Джеймс МакКлелланд и Роджер Шенк, крупный исследователь, работающий в области изучения внимания и восприятия Леонард Шильбах.

ТГУ стал одним из организаторов конференции не случайно. Когнитивные исследования здесь ведутся не первый год. Научные школы, связанные с изучением процесса познания, развиваются на филологическом, психологическом, философском факультетах. А в июне прошлого года, вскоре после посещения университета делегацией Российского научного центра “Курчатовский институт”, здесь был создан НОЦ “Когнитивные науки”. В его состав вошли сотрудники нескольких факультетов ТГУ, а также Центра психического здоровья Сибирского государственного медуниверситета. Возглавил центр ректор Г.Майер. Заключены договоры о сотрудничестве НОЦ с Курчатовским центром и с двумя институтами РАН - психологии и философии.

В рамках центра будет открыта магистерская программа. Подобные научно-образовательные структуры в России существуют уже в нескольких университетах - МГУ, СПбГУ, МИФИ, РГГУ и других. Специфика у каждого такого центра своя, но вот проблемы есть и общие. Например, гранты на создание НОЦ выделяются сегодня в рамках отдельных дисциплин, а когнитивная наука - междисциплинарная. Специалистам, которым предстоит двигать ее вперед, нужно образование особого типа. Начальную подготовку они получают в бакалавриате по основной специальности - настолько серьезную, чтобы потом, в магистратуре, быть готовыми слушать лекции профессоров по смежным наукам. Междисциплинарность должна стать для будущих когнитивистов нормой уже на стадии обучения. Как это обеспечить - вопрос непростой. Его решению могло бы способствовать междисциплинарное УМО по когнитивной науке.

Кстати, и сама конференция - замечательная форма междисциплинарного образования. Молодые исследователи могли не только послушать более опытных коллег на различных семинарах и симпозиумах и даже вступить с ними в дискуссию, но и рассказать о своих научных результатах. В рамках конференции прошел конкурс грантов для студентов, аспирантов и молодых ученых, 50 из них удостоились звания лауреата с правом представлять свои исследования на обычных или стендовых секциях.

Новый Вавилон?

Каким образом человек познает мир? Как работает человеческий мозг? Эти вопросы привлекали философов и религиозных мыслителей еще в античности. Латинское “cognito” означает “познание”. Когнитивная наука - изучение процессов приобретения, хранения, преобразования, использования знаний человеческим мозгом - возникла в конце 50-х годов прошлого века как совокупность естественных, точных, гуманитарных наук. Но именно сейчас, в начале XXI века, интерес в мире к этой области знания возрос чрезвычайно. Когнитивными исследованиями занимаются нейрофизиологи, психологи, нейробиологи, информатики, создатели искусственного интеллекта, лингвисты, философы... В 1980-х годах в изучение мозга и его функций включилась молекулярная биология, и в этой области были сделаны крупные открытия. Возможности для исследований резко расширились благодаря тому, что ученые получили в свое распоряжение высокотехнологичное оборудование - различного типа томографы, комплекс для исследования движений глаз и другие приборы.

Однако, как не раз отмечали участники конференции, развитие когнитивной науки затрудняется сложностью междисциплинарной коммуникации. Нейрофизиологу не всегда просто понять лингвиста, психологу - создателя искусственного интеллекта... Ведь у каждой науки своя терминология, своя методология, свои подходы. Словом, свой научный язык. По замечанию одного из докладчиков, когнитивная наука сегодня - настоящая Вавилонская башня! На конференции можно было наблюдать случаи недопонимания, а то и недоверия к коллегам, представлявшим другие науки. Так, например, рассказ об “интеллектуальных агентах” (компьютерных программах, с помощью которых ученые моделируют ход когнитивной эволюции) некоторые психологи слушали с плохо скрываемым скептицизмом. Особенно трудно в этом контексте им было принять использование термина ”сознание”. Конечно, сознание “интеллектуального агента” совсем не то же самое, что человека. Но при изучении и моделировании когнитивных процессов без упрощения не обойтись. А результаты получаются любопытные. Удалось показать, скажем, что, несмотря на отсутствие сознания в человеческом понимании, искусственные когнитивные системы (“аниматы”) обладают способностью к научению. Модели “ящериц”, например, адаптируются к изменению температуры - “ползают” по клеточному полю при высокой и “прячутся в норку” при низкой. Могут “питаться”, двигаясь в правильном направлении к клетке с “едой”, и “размножаться”. В первых нескольких поколениях нужно время для обучения правильному поведению (выбору оптимального маршрута движения). В последующих - правильное поведение отмечается сразу. Приобретенный навык становится наследованным. Подобным образом, считают ученые, развивались и когнитивные способности природных живых существ.

Но сегодня уже понятно, что для разработки целостной модели когнитивных процессов чисто информационного подхода недостаточно. Такая модель может быть создана только на перекрестке многих подходов, отмечал С.Парин из Нижегородского государственного университета. Но... “Мы часто не слышим друг друга. Отсутствует понимание на понятийном уровне. Нужно выстраивать понятийный мост. Пока же проблем больше, чем ответов”, - констатировал докладчик.

А упрощение сложных систем вполне правомерно, поскольку оно случается и в природе. В доказательство этого С.Парин привел... сам живой организм. Стресс кардинальным образом меняет его работу. И если в обычном режиме в человеческом организме на равных функционируют десятки систем, то в состоянии стресса доминируют всего три, необходимые для преодоления экстремальных ситуаций. Во всяком случае, такие результаты показало исследование 600 студентов, которых экспериментаторы “вылавливали” в университетских коридорах перед экзаменами.

...Несмотря на разность научного языка и то и дело вспыхивающие споры, обстановка, в которой проходили обсуждения, оставалась очень доброжелательной. “Представители разных наук понимали друг друга уже гораздо лучше, чем на первых конференциях, и за счет этого им удалось значительно продвинуться в решении проблем эволюции интеллекта и мышления”, - отметил новый президент МАКИ, заведующий лабораторией нейрофизиологических основ психики Института психологии РАН Юрий Александров.

Человеческое восприятие очень избирательно: в лесу биолог лучше всего увидит растения, геолог - камни, энтомолог - насекомых. Иными словами, ученый, увлеченный рассматриванием редкой бабочки, не заметит, на каком камне та сидит. Так возможно ли в таком случае глубокое системное знание леса? А системное знание человека? Ведь понятно, что нельзя объять необъятное. Может, пора менять саму систему обучения? Во всяком случае, именно это предлагал в своей лекции Роджер Шенк специалист в области искусственного интеллекта, памяти, информационной обработки естественного языка. По его мнению, важно учить не предметам, а когнитивным умениям и навыкам, с ранних лет приучать ребенка использовать их в жизни. “Не надо лекций, не надо проверки знаний - нужны проекты и осмысление результатов, и когнитивный процесс будет постепенно совершенствоваться”, - заявил он. По мнению господина Шенка, большинство людей не являются интеллектуалами. Но думающими должны быть все. Мэтр классифицировал основные компетенции, которым сегодня в школе не учат, но без которых в жизни не обойтись. Они основаны на когнитивных процессах: прогнозирование, понимание сложных закономерностей, планирование и понимание того, как планируют другие, экспериментирование и оценка результатов экспериментов, диагностика, работа в команде, ведение переговоров, описание ситуации...

...Когда-то ему предлагали стать министром образования Кубы - он не стал, как объясняет теперь, из-за того, что в этой стране изменилась политическая ситуация. Когда его спрашивали журналисты, что он собирается делать как министр, он отвечал уклончиво, что это зависит от того, какой хочет стать страна. Сейчас он более конкретен в своих стремлениях и планах: “Мне не важно, станут ли машины разумными. Важно, чтобы разумными стали люди”. В настоящее время Роджер Шенк разрабатывает несколько образовательных онлайн-проектов - в соответствии со своей идеологией, с опорой на овладение основными когнитивными навыками.

...Зал притих, вопросов докладчику не задавали. Член-корреспондент РАН и РАМН Константин Анохин, объявляя перерыв, резюмировал коротко: “Нам бросили вызов. Теперь пойдем и подумаем”.

Граница открыта?

Работа шла по секциям, и участникам конференции приходилось перебегать из аудитории в аудиторию, чтобы выслушать как можно больше интересующих их докладов. По сравнению с первыми тремя конференциями по когнитивной науке прибавилась секция по философии. Но что нового может привнести в когнитивную науку дисциплина, которая вопросами познания занимается уже давным-давно?

- Очень важная в практическом плане проблематика - природа человека. В рамках когнитивных исследований она стала особенно актуальной, - говорит ведущая секции завкафедрой философии и методологии науки ТГУ Ирина Черникова. - Философы веками изучали сущность человека: она менялась с развитием социума и культуры. Природа же его считалась неизменной. Но появились и быстро развиваются нано-, био-, информационные и когнитивные (НБИК) технологии. Они позволяют “конструировать” человека. Менять его органы, продлевая жизнь, воздействовать на мышление, программировать восприятие, корректировать эмоции, улучшать (или ухудшать) память. Мы же можем в итоге получить совсем другое мыслящее существо! Встает вопрос о границах - как далеко мы готовы зайти в искусственном преобразовании природы человека? И во благо ли это будет человечеству? Есть такой закон: чем сильнее цивилизация развита технологически, тем сильнее у нее должны быть моральные запреты. Те цивилизации, у которых технологическое и моральное развитие не шло параллельно, как правило, эволюцией выбраковывались. Мы встали на этот путь. Успеем ли с него сойти? Некоторые экологи (Никита Моисеев например) считают, что человеческой цивилизации, если она также механистически будет развиваться в своем воздействии на природу, осталось лет 50-100 до точки невозврата, когда уже ничего исправить будет нельзя. Успеем ли мы нравственно, морально измениться настолько, чтобы то, что мы делаем, было не во вред человеку?

Еще один из многих актуальных сегодня вопросов. Может быть, основной! Ведь что делал сфинкс с теми, кто не мог разгадать его загадку, известно из мифологии.

 
Уважаемый посетитель, вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Главная страница | Регистрация | Новое на сайте | Статистика | О газете | Письмо в редакцию | Рейтинг@Mail.ru Copyright © "ПОИСК"