о газетедобавить в избранноесделать стартовой


Подписка
Спецвыпуски

Конкурсы

Конференции
Вакансии
Опрос
Мой "ПОИСК"
 
Новости
Официально

Депутаты ГД приняли в третьем чтении законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования”.

Владимир Путин подписал ряд распоряжений о финансировании ключевых вузов страны.

Вступил в силу приказ министерства №910 “Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2010 году”.

Регионы

На астрофизическом полигоне “Торы” Иркутского госуниверситета введена в строй новая установка.

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер на минувшей неделе приезжал в Москву вместе с представителями венчурных инвестиционных кругов и инновационных компаний Кремниевой долины.

Премьер Владимир Путин провел в Санкт-Петербурге совещание, посвященное реализации программ развития ведущих университетов.

СНГ

В нынешнем учебном году в нескольких вузах Киргизии бумажные зачетки заменят электронными.

Министр образования и науки Армении Армен Ашотян нарушил традицию и в начале сентября не созвал пресс-конференцию, посвященную итогам приемной кампании - 2010.

В Харькове состоялся II Международный экономический форум “Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы”.

Вебом едины

Опубликована программа конференции «Разработка ПО 2010 Бизнес».

В Петрозаводском госуниверситете состоялись традиционные международные летние студенческие сборы по командному программированию

Первые из числа обычных докладов, присланных на конкурс конференции «Разработка ПО 2010», были одобрены и приняты в программу.

Интердайджест

Лауреатами Нобелевской премии по химии 2010 года объявлены специалисты в области металлоорганической химии - Ричард Хек (Richard F.Heck), Эйити Негиши (Ei-ichi Negishi) и Акира Судзуки (Akira Suzuki).

При болезни Паркинсона в клетках головного мозга перестают работать некоторые гены митохондрий, так называемых энергетических фабрик клетки.

Старейшие следы динозавров обнаружены в Польше, они говорят о том, что ископаемые ящеры возникли здесь вскоре после пермско-триассового вымирания видов.

Без дураков Научная политика, Образование, Инновации

Депутаты поспорили с министром

Почти на два часа растянулся “час правительства” в Государственной Думе РФ, на который депутаты пригласили министра образования и науки Андрея Фурсенко. “Мы готовились достаточно тщательно, в министерство было направлено много письменных вопросов, ведь образование и наука находятся под пристальным вниманием депутатов”, - сказал накануне в интервью парламентским корреспондентам председатель Госдумы Борис Грызлов. Он обрисовал круг проблем, которые особо волнуют всех: практика применения ЕГЭ, введение образовательных стандартов, участие науки в модернизации экономики, создание иннограда Сколково.

Министр доложил народным избранникам об основных результатах работы ведомства за прошедший год (предыдущая встреча с парламентариями состоялась 8 мая 2009 года), который, по его признанию, прошел под знаком интеграции науки и образования и стремления достичь высокого качества в научно-образовательном секторе. Каков итог?

За минувший год утвержден стандарт начального образования, проходит общественно-профессиональную экспертизу проект стандарта для второй школьной ступени, разрабатывается для третьей, утверждены более 400 стандартов начального и среднего профобразования, почти 500 - для высшего. Впервые прописаны условия, в которых должно проходить обучение. Стандарты фиксируют требования к образовательным учреждениям, что позволяет определять нормативы финансирования. Участие работодателей в создании стандартов профобразования дает возможность менять учебные программы адекватно изменениям технологий в производственном секторе, настраивать их на решение конкретных задач. Работа по стандартизации будет завершена до конца года, пообещал министр.

А.Фурсенко полагает, что пройден “серьезный этап построения современной системы российской высшей школы”. Принят закон об особом статусе крупнейших классических вузов страны - госуниверситетов Москвы и Санкт-Петербурга, сформирована сеть федеральных университетов. За прошедший год 29 образовательных учреждений из 13 регионов страны обрели статус национальных исследовательских университетов. Гос-поддержка способствовала, по мнению министра, созданию на базе лучших вузов нового конкурентоспособного сектора научных исследований. С расширением сектора исследований в высшей школе становится более востребованным образовательный потенциал научных организаций.

- Не случайно среди победителей - известный академический университет РАН, который возглавляет Жорес Иванович Алфёров, - особо отметил глава Минобрнауки.

Вузы и научные институты получили возможность создавать хозяйственные общества, самостоятельно распоряжаться доходами, использовать их оборудование. К концу мая нынешнего года 105 вузов уведомили Минобрнауки о создании 337 хозяйственных субъектов.

Весома ресурсная поддержка этих новаций. В течение трех лет 8 миллиардов рублей выделяются на развитие инновационной инфраструктуры вузов, которая будет способствовать созданию малых инновационных предприятий, 19 миллиардов - на субсидии для внедрения инновационной продукции, необходимой промышленности, и 12 миллиардов - на грантовую поддержку ведущих ученых для создания новых и обновления существующих научных школ.

Несмотря на кризис, финансирование образования и науки в последние годы устойчиво росло, сообщил министр. Консолидированный бюджет на образование сейчас приближается к 2 триллионам рублей.

Министр считает, что для гибкого и эффективного использования немалых средств, выделенных на профобразование, необходимо применить принцип “деньги регионам в обмен на обязательства”, отработанный в системе общего образования. Глава ведомства старательно перечислил готовящиеся и уже действующие законы, позволяющие повысить эффективность использования средств налогоплательщиков, направляемых на образование.

Существенные коррективы приходится вносить в связи с ухудшением демографической ситуации. За 10 лет на 40% снизилось количество учащихся в общеобразовательной школе, а теперь демографический кризис добрался до сферы профессионального образования. Если за прошедшее десятилетие число студентов увеличилось с 4 до 7,5 миллиона, то в ближайшие три года оно упадет как минимум на 2 миллиона человек. Через пять лет это скажется на реальном секторе экономики, и задача интеграции образования и науки с производственным сектором станет еще более актуальной. “И именно здесь мы делаем ключевые акценты, перестраивая работу министерства в новой структуре”, - сообщил депутатам А.Фурсенко.

Министерство предлагает на конкурсной основе предоставлять субсидии регионам под проекты модернизации системы профессионального образования.

При этом регионы должны будут взять на себя обязательства по развитию предпринимательства с участием вузовской науки. “Надо отойти от ведомственного подхода и рассматривать систему профобразования в регионах независимо от того, кому она подчиняется - региону, муниципалитету или федорганам... Речь идет о целостной системе вузовского и невузовского образования в регионе во взаимодействии со службами занятости, иными социальными службами.

Перечисление системных новаций не прошло министру даром, и дало повод, например, “справедливороссам” заявить о том, что количество денег, выделяемых на бесконечные реформы, неуклонно увеличивается, существенно опережая рост трат на науку и учителей. Наука после секвестра потеряла 3,5 миллиарда рублей, теперь 80% денег РАН идет на зарплату, а осенью институты из-за неплатежей вообще могут остаться без тепла и света.

- Академия - это независимая структура, никоим образом не связанная с Минобрнауки, она сама выходит на Минфин и формирует свой бюджет, - ушел от прямого ответа министр. - Но я могу высказать свою точку зрения как эксперт. Я считаю, что надо реализовать все возможности для привлечения внебюджетных средств, интеграции с ведущими вузами, использовать потенциал центров коллективного пользования, чтобы лабораториям не тратиться на приобретение оборудования, а еще надо задействовать постановление правительства об оценке результативности научных исследований. Любой известный ученый знает, что из 500 институтов РАН 10% таковыми, к сожалению, уже не являются...

Солидный перечень вопросов поступил в министерство из думского Комитета по науке и наукоемким технологиям, на которые министерство дало письменные ответы. Например, на вопрос “что предпринимает Минобрнауки для восстановления в бюджете отдельного раздела расходов на науку и инновации?” ответ таков:

- Минобрнауки продолжает аргументированно отстаивать позицию о целесообразности внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс, в плане установления нового приложения к проекту бюджета, а не пояснительной записки.

Примечательна приписка: “Соответствующие предложения направлены в Правительство РФ письмом от 15 января 2010 г. №МОН-П-68”. Получается, что “аргументированно отстаивать позицию” министерство начало всего пять месяцев назад, хотя особый раздел расходов на науку из функциональной бюджетной классификации исчез пять лет назад.

- Как вы оцениваете эффективность деятельности Минобр-науки по формированию и реализации государственной и инновационной политики? Достаточен ли потенциал и профессиональная подготовленность аппарата министерства для решения задач вашего ведомства? - таким был еще один вопрос думцев, направленный в министерство.

Как оценивает эффективность родного ведомства сам министр, депутаты не узнали, зато в информации к правительственному часу, розданной в письменном виде, есть ответ с перечислением всех функций Минобрнауки и небольшой припиской: “В части кадрового потенциала по данным на 1 марта 2010 г. в Минобрнауки России работали 63 кандидата наук, 10 докторов наук, что составляет 20% от общего числа сотрудников министерства”. Дескать, судите сами...

На правительственном часе зашла речь и о ЕГЭ. Кто-то из депутатов сообщил, что на тестировании якобы предлагался вопрос: “Сколько было пуговиц на сюртуке Чичикова?”. Министр полностью исключил возможность такого абсурда, хотя признал, что вопросы ЕГЭ пока далеки от совершенства, поскольку “дураков в образовательной сфере хватает - это наша беда”. Неожиданно в дискуссию вступил Жириновский: “Нет дураков, есть другая точка зрения”. Он предложил вовсе отменить экзамены в вузы: “Пусть учатся все, кто хочет, и не надо никого исключать. Вот исключили Ульянова - получили революционера”.

Министр не согласился: “Экзамен - это стимул, иначе многие просто перестанут учиться”. Он попросил, чтобы поменьше было публичных обсуждений ЕГЭ - не надо травмировать детей и нагнетать у них страх перед экзаменами. Депутаты не настаивали, хотя потом признали, что разговора о том, как совершенствовать ЕГЭ, так и не получилось. И про Сколково никто даже не заикнулся, хотя, как сказал Борис Грызлов, два законопроекта уже направлены в профильные комитеты и скоро будут представлены на обсуждение.

Комментируя на сайте единороссов прошедший правительственный час, спикер Госдумы выразил уверенность в том, что существующая конкуренция высшей школы и научных организаций пойдет на пользу отечественной науке, что интегрированный закон об образовании, который предстоит принять осенью, будет современным.

 
Уважаемый посетитель, вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Главная страница | Регистрация | Новое на сайте | Статистика | О газете | Письмо в редакцию | Рейтинг@Mail.ru Copyright © "ПОИСК"