о газетедобавить в избранноесделать стартовой


Подписка
Спецвыпуски

Конкурсы

Конференции
Вакансии
Опрос
Мой "ПОИСК"
 
Новости
Официально

Депутаты ГД приняли в третьем чтении законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования”.

Владимир Путин подписал ряд распоряжений о финансировании ключевых вузов страны.

Вступил в силу приказ министерства №910 “Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2010 году”.

Регионы

На астрофизическом полигоне “Торы” Иркутского госуниверситета введена в строй новая установка.

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер на минувшей неделе приезжал в Москву вместе с представителями венчурных инвестиционных кругов и инновационных компаний Кремниевой долины.

Премьер Владимир Путин провел в Санкт-Петербурге совещание, посвященное реализации программ развития ведущих университетов.

СНГ

В нынешнем учебном году в нескольких вузах Киргизии бумажные зачетки заменят электронными.

Министр образования и науки Армении Армен Ашотян нарушил традицию и в начале сентября не созвал пресс-конференцию, посвященную итогам приемной кампании - 2010.

В Харькове состоялся II Международный экономический форум “Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы”.

Вебом едины

Опубликована программа конференции «Разработка ПО 2010 Бизнес».

В Петрозаводском госуниверситете состоялись традиционные международные летние студенческие сборы по командному программированию

Первые из числа обычных докладов, присланных на конкурс конференции «Разработка ПО 2010», были одобрены и приняты в программу.

Интердайджест

Лауреатами Нобелевской премии по химии 2010 года объявлены специалисты в области металлоорганической химии - Ричард Хек (Richard F.Heck), Эйити Негиши (Ei-ichi Negishi) и Акира Судзуки (Akira Suzuki).

При болезни Паркинсона в клетках головного мозга перестают работать некоторые гены митохондрий, так называемых энергетических фабрик клетки.

Старейшие следы динозавров обнаружены в Польше, они говорят о том, что ископаемые ящеры возникли здесь вскоре после пермско-триассового вымирания видов.

РОСТ №18 Образование, РОСТ

От бюрократического менеджмента - к проектному

Год назад Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (ННГУ) стал одним из 17 вузов России, получивших возможность реализовать крупномасштабные проекты. В название инновационной образовательной программы ННГУ вошло и название структуры, что появится в итоге: “Образовательно-научный центр “Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение”.

Создавая этот центр, ННГУ продолжает многолетнюю традицию интеграции с академическими и отраслевыми научными структурами.

Нижегородские институты РАН - прикладной физики, физики микроструктур, химии высокочистых веществ и металлоорганической химии - с Нижегородским государственным университетом связаны генетически. Все они в свое время были сформированы на основе лабораторий ННГУ и его НИИ, все получают постоянную кадровую подпитку со стороны университета. Сегодня подавляющее большинство научных сотрудников нижегородских академических НИИ - это выпускники ННГУ. В свою очередь, многие ведущие научные сотрудники этих институтов преподают, все директора НИИ заведуют кафедрами в университете. Так что совместная работа в области науки, образования и трансфера технологий идет уже многие годы.

Вместе с институтами РАН и отраслевыми НИИ университет разрабатывал целый ряд направлений инновационной образовательной программы, победившей в прошлом году в конкурсе. Программа ориентирована на развитие приоритетной для страны и региона сферы - разработка и применение информационно-телекоммуникационных систем (ИТС). Основная цель центра, название которого заявлено в самом названии инновационной программы ННГУ, - проведение научных исследований и обеспечение фирм, предприятий и вузов региона высококвалифицированными специалистами по всему спектру проблематики ИТС. Для этого проект предусматривает развитие комплексной системы обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе интеграции образования, научной и инновационной деятельности.

Как управлять?

Средства на выполнение инновационного проекта выделены огромные - более 20 миллионов долларов только на приобретение современного учебно-исследовательского оборудования. Грамотно их истратить - сложная задача для российских вузов, которые на широкую ногу никогда не жили. И не обойтись тут без новых управленческих решений.

- Один человек и даже одна кафедра не могут обеспечить достижения заявленной цели и освоить такие средства, - говорит ректор ННГУ Роман СТРОНГИН. - В нашем университете в проекте участвуют семь естественно-научных факультетов - это 52 кафедры и пять научно-исследовательских институтов ННГУ. Проект направлен на достижение системного эффекта, поэтому в нем задействовано так много структур и людей.

По-настоящему масштабные результаты всегда возникают на стыке областей знания, областей науки. А это значит, что среди создаваемых учебно-исследовательских лабораторий должны быть межфакультетские и междисциплинарные.

Однако оборудование нельзя поставить в лаборатории, существующие лишь в проекте. Его направляют в реальную лабораторию по профилю: химические приборы получают химики, физические - физики. В итоге оно попадает на разные факультеты и в разные институты ННГУ, подчиненные своим деканам и директорам. Но традиционная вертикальная система управления не приспособлена для налаживания сложных горизонтальных связей, а именно этого требует величина проекта, все его цели и методы работы. Поэтому мы ввели принципы проектного управления.

В чем же суть новой организационной структуры?

Предложенный ННГУ проектно-ориентированный подход к управлению инновационной программой не разрушает традиционной вертикальной организации вуза (ректорат - факультет - кафедра). Сохраняются организационные основы научной и образовательной деятельности, развитие научно-педагогических школ, не предполагается сокращения каких-либо вузовских структур или должностей. То есть академическое измерение университетской свободы не меняется.

Ключевое положение проектно-ориентированного подхода состоит в поощрении и поддержке инициатив сотрудников университета из разных подразделений. Известная в современном менеджменте концепция организации, управляемой проектами (project-driven organization), была переработана нами с целью ее органичного сочетания с традициями академического сообщества, существующей организационной структурой университета на основе идеи развития горизонтальных связей между подразделениями вуза. В целом можно говорить о предложенной организационной структуре как о сочетании вертикальной иерархии учебно-научных подразделений и горизонтальной подсистемы, в которой в качестве подразделений выступают проектные группы (временные творческие коллективы). Новизна предлагаемого подхода заключается в дополнительном организационном механизме регуляторов, который обеспечивает всестороннее использование интеллектуального резерва.

В проектно-ориентированном инновационном университете в качестве идеологических регуляторов выступают миссия, а также стратегия развития университета, разработанная на определенный период. Организационными регуляторами становятся дополнительные коллегиальные органы управления - координационные советы проектов.

В целом построенная система работает так. Допустим, существуют три структурные лаборатории в разных подразделениях. Разрабатывается проект, у которого есть научный руководитель. Руководитель на базе этих проектных лабораторий реализует план работы, утвержденный советом работающего комплекса, в который входят руководители всех этих подразделений - участников проекта. Следует учитывать, что в какой-то момент может возникнуть конфликт интересов всех участников, что нарушает и сильно тормозит работу. Никто из членов совета, а также руководитель проекта не обладает административным ресурсом. Поэтому председателем такого совета назначается проректор по профилю деятельности, наделенный уже определенной административной властью. Он имеет возможность корректировать работу каждого и одновременно следит за тем, чтобы выполнялись все взятые обязательства. Фактически, таким образом, мы создали культуру “прозрачных границ” для совместной деятельности.

Нельзя сказать, что эта культура создавалась “с чистого листа”. Разработкой научных основ и прикладных методов управления корпорациями в условиях глобальной экономики, основанной на знаниях, уже достаточно длительное время занимаются ученые и практики-управленцы всего мира. Сформулирована и некоторая общая тенденция, заключающаяся в переходе от бюрократического менеджмента к проектному, опирающемуся на инициативу и предпринимательские качества индивидуумов. На вузы такой подход начал распространяться только с начала девяностых годов прошлого столетия. Главный вывод проведенных исследований: в новом обществе университеты также вынуждены встать на путь развития предпринимательской организационной культуры.

Сегодня в мире наряду с обострением конкуренции происходит интеграция. Эффективным будет не только административное объединение, но и функциональное. Такая интеграция, в отличие от чисто административной, позволяет быстро приспосабливаться к условиям, быстро перестраиваться. Новая система при этом должна активизировать работу всех ее участников. Известно, что любая система развивается быстрее своих частей. Поэтому при таком подходе, как никогда, проявляются коллективное творчество и всеобщее понимание, что хорошо будет только вместе, не поодиночке.

Университет уже несколько лет работает над проблемой создания эффективного управления подобной интегрированной системой. Изучение зарубежного опыта развития предпринимательской организации университета и практическое применение проектно-ориентированного управленческого подхода проводились ННГУ в рамках программы TEMPUS-ТACIS “На пути к предпринимательскому университету” с 2001 года. В 2003 году миссия университета была принята единогласно решением Ученого совета. Исключительную роль в ее подготовке сыграл анализ новых тенденций в образовании, в проведение которого были вовлечены руководители университета и его подразделений.

Кроме того, ННГУ давно встал на путь серьезнейшей интеграции образования и науки. Пример нижегородцев, пожалуй, сейчас один из лучших в России в этом отношении. Все институты Российской академии наук в городе и ННГУ образуют Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН. Они объединились на правах простого товарищества. У этого центра есть подцентры по нанотехнологиям, высокопроизводительным вычислениям и так далее.

Руководители научных подразделений в Российской академии наук становятся заведующими кафедрами нашего университета. Тем самым максимально связывается работа этих двух подразделений. Далее университет заключает договор с академическими институтами, прописываются взаимные обязательства. Создается общий совет по управлению этим процессом. Организуются филиалы кафедр университета в институте и лаборатории института в университете. В них студенты проходят практику, чтобы потом уйти работать в те же исследовательские институты.

Наш опыт показывает эффективность такого пути. А объемное финансирование в рамках национального проекта позволило нам не просто решать сегодняшние задачи, а обеспечивать прочные основы стратегических планов на будущее.

Новые горизонты

Год реализации проекта позади. Ректор ННГУ Роман Стронгин рассказывает о том, что удалось сделать.

- Физики ННГУ совместно с учеными Института физики микроструктур РАН смогли получить первые образцы материалов с новыми свойствами. В этом материале есть внутренние магнитные слои, поэтому он может менять поляризацию света на 81% при комнатной температуре, что важно в приборах спинтроники, где применяются оптические методы обработки сигналов. На январь 2007 года получение данного материала считалось лучшим мировым достижением в этой области! До начала инновационного проекта у нас не было приборов, позволяющих проверить научную идею на практике.

Значительными вычислительными мощностями университет обладал и до 2006 года. Но проект вывел нас на новый уровень - стали возможными три триллиона операций в секунду на одной установке. Тут мы вышли на третье место в России.

Были научные проработки, которые мы просто не могли реализовать из-за отсутствия достаточной материальной базы и мощностей. Например, моделирование процессов фибрилляции сердечной ткани. Для реанимации человека, у которого остановилось сердце, применяются мощные электрические разряды. Но они способны не только заставить сердце биться, но и убить. Нужно было найти оптимальное соотношение между мощностью электрических разрядов и эффективностью их действия. Та модель, которую построили наши ученые, включает 55 млн переменных. На новой технике мы смогли провести все необходимые расчеты. И выяснили, что напряжение можно снизить на 30%, изменив форму сигнала. Так положено начало новой разработке.

Есть и другие направления, в решении которых мы добились ярких результатов за последний год. Например, создан обучающий комплекс для нового поколения параллельных серверов, работающих под управлением определенных систем компании Microsoft. Такие серверы очень компактны и доступны даже маленькой фирме, даже отдельному ученому, что может совершить настоящий переворот в исследованиях. Так вот, электронное методическое пособие, разработанное в ННГУ, включено в комплект поставки новых кластеров и позволяет самому пользователю научиться работать на этом оборудовании.

Уверен, что наш опыт реализации проекта, освоения новой системы управления будет крайне полезен вузам России, новым компаниям и корпорациям.

От редакции: за помощь в подготовке материала благодарим коллег из газеты “Поиск-НН”.

 
Уважаемый посетитель, вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Главная страница | Регистрация | Новое на сайте | Статистика | О газете | Письмо в редакцию | Рейтинг@Mail.ru Copyright © "ПОИСК"