о газетедобавить в избранноесделать стартовой


Подписка
Спецвыпуски

Конкурсы

Конференции
Вакансии
Опрос
Мой "ПОИСК"
 
Новости
Официально

Депутаты ГД приняли в третьем чтении законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования”.

Владимир Путин подписал ряд распоряжений о финансировании ключевых вузов страны.

Вступил в силу приказ министерства №910 “Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2010 году”.

Регионы

На астрофизическом полигоне “Торы” Иркутского госуниверситета введена в строй новая установка.

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер на минувшей неделе приезжал в Москву вместе с представителями венчурных инвестиционных кругов и инновационных компаний Кремниевой долины.

Премьер Владимир Путин провел в Санкт-Петербурге совещание, посвященное реализации программ развития ведущих университетов.

СНГ

В нынешнем учебном году в нескольких вузах Киргизии бумажные зачетки заменят электронными.

Министр образования и науки Армении Армен Ашотян нарушил традицию и в начале сентября не созвал пресс-конференцию, посвященную итогам приемной кампании - 2010.

В Харькове состоялся II Международный экономический форум “Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы”.

Вебом едины

Опубликована программа конференции «Разработка ПО 2010 Бизнес».

В Петрозаводском госуниверситете состоялись традиционные международные летние студенческие сборы по командному программированию

Первые из числа обычных докладов, присланных на конкурс конференции «Разработка ПО 2010», были одобрены и приняты в программу.

Интердайджест

Лауреатами Нобелевской премии по химии 2010 года объявлены специалисты в области металлоорганической химии - Ричард Хек (Richard F.Heck), Эйити Негиши (Ei-ichi Negishi) и Акира Судзуки (Akira Suzuki).

При болезни Паркинсона в клетках головного мозга перестают работать некоторые гены митохондрий, так называемых энергетических фабрик клетки.

Старейшие следы динозавров обнаружены в Польше, они говорят о том, что ископаемые ящеры возникли здесь вскоре после пермско-триассового вымирания видов.

РОСТ №16 Образование, РОСТ

На языке согласия: лингвапарк объединит страны СНГ

Недавно ректор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) Ирина Халеева рассказывала об инновационной программе своего университета министрам образования стран СНГ. Дело было в Душанбе, где в первых числах мая заседал Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ и проходила XII конференция министров образования стран Содружества. Некоторые из обсуждавшихся там вопросов были напрямую связаны с деятельностью МГЛУ и его инновационной программой, победившей во втором раунде конкурса в рамках Приоритетного национального проекта “Образование”.

Сегодня Ирина ХАЛЕЕВА отвечает на вопросы корреспондента “Поиска”.

- В наше время инновации у многих ассоциируются с технической сферой. Лингвистический университет - вуз сугубо гуманитарный. Что вас подтолкнуло к участию в конкурсе? Возможность получить значительные средства из госбюджета? Укрепить престиж вуза?

- Государственная поддержка - вещь немаловажная. И деньги, и престиж, конечно, имели значение. Но первичными все-таки не были. Наша инновационная программа - это своего рода осмысление опыта университета за 77 лет его существования. В ее подпроектах и мероприятиях отражены перспективы развития вуза, сформулированные в нашем пятилетнем плане действий. Главное было понять себя в этом образовательном пространстве, “обжить” свою нишу в инновационном развитии.

Среди победителей первого тура конкурса гуманитарных вузов почти не было. Во втором же победили сразу несколько. И это правильно! Картина стала многомерной. Гуманитарное пространство, гуманитарное сотрудничество - один из приоритетов развития страны, а значит, и образования, которое на это сотрудничество работает.

Я рада тому, что высокая комиссия сочла нужным поддержать инновационную программу МГЛУ. С моей точки зрения, она достаточно логичная, с четкой внутренней структурой и ясной целью. Назвали мы ее на первый взгляд необычно: “Система формирования языковой компетентности - важный фактор инновационного развития России”. И в скобках - “Лингвапарк”.

- А что означает это слово?

- Лингвапарк - это некая интеграционная структура, построенная по сетевому принципу, пронизывающая и образовательные ниши, и общество в целом. Мы взяли на себя смелость прописать свою миссию в области организации коммуникационных процессов на постсоветском пространстве. Программа состоит из трех взаимосвязанных подпроектов. Первый, доминирующий - создание совместно с лингвистическими вузами стран Содружества Международного института языков СНГ.

Наша практика показала, что для эффективного функционирования инновационной образовательной сети необходимо прежде всего тесное взаимодействие между вузами, академическими институтами, бизнес-сообществом и органами управления образованием в странах СНГ. В этом случае инновации (новые образовательные технологии, программно-методическое обеспечение, новое знание) появляются как продукт совместной деятельности и по сети взаимосвязей распространяются в общем образовательном пространстве СНГ.

- А в России не было подобного института?

- Нет. На всем постсоветском образовательном пространстве мы, наверное, единственные, кто этим занимается. Еще в 2000 году по решению Совета глав правительств государств - участников СНГ нашему университету придан статус базовой организации по языкам стран Содружества. В 2005 году в Казани на саммите стран СНГ было принято и подписано на высоком уровне решение о гуманитарном сотрудничестве. За ним последовали решения о создании фонда гуманитарного сотрудничества. Вузовское сообщество России ответило активным поиском новых моделей взаимодействия. А в области преподавания языков СНГ на профессиональном уровне мы по определению занимаем главные позиции.

В Институте международных отношений и социально-политических наук МГЛУ уже сейчас обучают белорусскому, украинскому, армянскому, казахскому и киргизскому языкам студентов специальностей “Регионоведение”, “Культурология”, “Журналистика”. По ходу инновационного проекта диапазон стран, языков и специальностей станет еще шире.

- Студенты изучают язык одной из стран СНГ как второй?

- Точнее сказать, в статусе второго. В некоторых группах изучают даже три языка: два европейских и один - язык СНГ. Учебный план достаточно жесткий, требования к третьему языку такие же, как и ко второму. Конечно, уровня полного билингвизма или трилингвизма экономисты или, скажем, юристы не достигают. У кого-то произношение плывет, кто-то пару лишних ошибок допустит. Но это не мешает им быть очень востребованными на московском рынке труда, причем начиная уже с третьего курса. (Скажу к слову, с моей точки зрения преподавателя и администратора, лучше бы студенты были полностью погружены в учебный процесс и не отвлекались). По нашей статистике, дети из регионов после окончания МГЛУ остаются работать в Москве. Охотно берет наши кадры МИД: после МГИМО мы у них на втором месте.

Но вернемся к Институту языков СНГ. Он станет внутренней структурой МГЛУ. Уже до конца этого года будут созданы первые три кафедры. Основа есть. Сейчас в университете работает целая система культурно-лингвистических центров: казахского языка и культуры, киргизского, армянского, центр украинистики. Все они создавались с участием “своей” страны. Приезжали представители посольств, первые руководители государств, деятели национальных культур. Им очень импонирует, что в России появляются такие площадки изу­чения языков их стран.

В этих центрах работают делегированные вузами-партнерами остепененные преподаватели. По решению Ученого совета мы предоставляем им общежитие, платим зарплату из нашей “внебюджетки”. Эта практика продолжится и в Институте языков СНГ.

За два года он будет полностью оборудован, начиная с лабораторий и аудиторий и кончая электронной библиотекой. Будут использоваться элементы дистанционного образования. Наш активный партнер здесь - РИА “Новости”, возможности которого мы видели, когда студенты МГЛУ участвовали в организованных им телемостах.

- А какие еще подпроекты входят в вашу инновационную программу?

- Создание Центра иноязычной подготовки специалистов - технопарка лингвистических (коммуникативных) компетенций по приоритетным направлениям инновационного развития России, а также бизнес-инкубатора программного обеспечения переподготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков. Кстати, с 2008 года, согласно приказу Рособразования, мы должны стать координатором переподготовки и повышения квалификации в области лингвистического образования.

- Создание Института языков СНГ - цель стратегическая, то есть довольно общее понятие. А что конкретно предстоит сделать?

- Разработать и внедрить новые образовательные программы, учебные курсы и технологии. Создать фонд образовательных инноваций в области лингвистики и межкультурной коммуникации. Разработать междисциплинарную образовательную программу ВПО по формированию межкультурных коммуникативных компетенций на разных этапах обучения и модель межкультурных коммуникативных компетенций в области языков СНГ с методологическим обеспечением. Имеется в виду создание учебников и учебных пособий. В частности, уже в этом году мы должны положить на стол учебник по русскому языку для студентов-нефилологов, написанный при участии и финансовой поддержке партнеров из СНГ. А вообще для каждой страны будет свой учебник, написанный по базовой модели, по общей идеологии, но с учетом особенностей ее языка и культуры. Делать иначе было бы методологически и политически неправильно.

- Предположим, уже прошло два года, проект выполнен. Что изменится?

- Появится принципиально новая научно-образовательная среда для формирования языковых компетенций. Кстати, мы оказались единственным вузом, запланировавшим 42,7 процента средств на повышение квалификации. Сумма нам кажется астрономической, но она подкреплена планом профессиональной мобильности, преду­сматривающим командировки в зарубежные страны, в том числе в страны СНГ, проведение конференций и семинаров. Моя мечта - вложить средства в развитие интеллектуального потенциала университета.

- Вы не боитесь, что люди вырастут, а потом их перекупит бизнес, например?

- Тогда грош нам цена как руководителям университета. Экономику проекта надо просчитать и в этом смысле. Средства нацпроекта рекомендовано использовать таким образом, чтобы они порождали новые финансовые потоки. Мы рассчитываем, что СНГ какую-то часть работы будет делать на хозрасчетной основе. За пределами проекта это позволяется.

- Если бы вы не выиграли конкурс, изменились бы ваши планы на ближайшие годы?

- Мы пять лет работали в этом направлении, так что делали бы то же самое. Но в меньших масштабах. Рассчитывать на спонсоров сегодня не приходится: российские бизнесмены еще не готовы вкладываться в проект, не приносящий моментальную отдачу. А тут средства могут вернуться только в среднесрочной перспективе. Рыночными эффектами сложно измерить эффект от распространения русского языка и культуры, наших технологий, программного и методического обеспечения образовательного процесса в СНГ на основе русского языка. Между тем в эти регионы пришли сильнейшие конкуренты России - Турция, США... Мы пока сохраняем мосты: у нас дружеские отношения с нашими университетами, мы там желанные гости. Профессиональное лингвистическое сообщество в СНГ сохранено.

- А что для вас послужило толчком к работе с СНГ?

- Последние лет десять я интенсивно занималась вопросами языковой политики. Изучала отношение к ней руководства Правительства России, Совета Европы. Последний, кстати, очень большое внимание стал уделять языковым процессам. В частности, региональным языкам. Мы начали создавать центры языков и культур. Название определил Совет глав правительств СНГ. Возникла мысль, что надо бы изучить всю картинку с нашими уже не 180, а, согласно последней переписи, 160 языками. В РФ растут национальные диаспоры за счет мигрантов. Изу­чение процессов “на разрыв”, которые шли в первые годы после распада СССР, привело нас к мысли о необходимости создания некоей структуры, которая способствовала бы сохранению национальных языков, а не только “навязывала” другим русский язык (извините за грубое слово!)... Ведь не секрет, что в некоторых постсоветских республиках на него аллергия. Появился даже термин такой - лингвоцид. В годы советской власти якобы истреблялись национальные языки и культуры. Это неправда: если проанализировать ситуацию в каждой стране, в Балтии в том числе, видно, что языки в социуме СССР сохранялись. Хотя и доминировали некоторые, быть может, чересчур прямолинейные подходы, вряд ли это можно назвать лингвоцидом. И сегодня русский язык остается языком межнационального общения, медиумом, скрепой, которая держит образовательное пространство. В связи с этим каналы обмена опытом, накопленным в лингвистическом образовании СНГ, имеют неоценимое значение для развития гуманитарного сотрудничества стран Содружества.

Увлеченность своим национальным языком понятна, государство должно иметь государственный язык. Но... В постсоветских республиках уже выросло целое поколение, которое перестает понимать русский язык. Недавно на повышение квалификации к нам приезжали преподаватели русского языка из Киргизии. Из пяти трое раньше в Москве не были. Уезжали - плакали. И это Киргизия, где русский язык записан как государственный в конституции. Что говорить тогда о других республиках!

Гуманитарное пространство - это сфера государственных усилий, государственной политики, и без позиционирования государственных структур его практически невозможно удержать от распада. Русский язык вымывается. И моя амбиция в лучшем смысле этого слова состоит в том, чтобы не только сохранить русский язык, но и укрепить его позиции в странах Содружества.

И возвращаясь снова к нашей инновационной программе “Лингвапарк”, мы полагаем, что ее реализация должна обеспечить некий прорыв в лингвистическом образовании. А мы абсолютные сторонники того, что лингвистика, как и математика, - та основа, та методология всех коммуникаций, на которой все держится.

 
Уважаемый посетитель, вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Главная страница | Регистрация | Новое на сайте | Статистика | О газете | Письмо в редакцию | Рейтинг@Mail.ru Copyright © "ПОИСК"