о газетедобавить в избранноесделать стартовой


Подписка
Спецвыпуски

Конкурсы

Конференции
Вакансии
Опрос
Мой "ПОИСК"
 
Новости
Официально

Депутаты ГД приняли в третьем чтении законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования”.

Владимир Путин подписал ряд распоряжений о финансировании ключевых вузов страны.

Вступил в силу приказ министерства №910 “Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2010 году”.

Регионы

На астрофизическом полигоне “Торы” Иркутского госуниверситета введена в строй новая установка.

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер на минувшей неделе приезжал в Москву вместе с представителями венчурных инвестиционных кругов и инновационных компаний Кремниевой долины.

Премьер Владимир Путин провел в Санкт-Петербурге совещание, посвященное реализации программ развития ведущих университетов.

СНГ

В нынешнем учебном году в нескольких вузах Киргизии бумажные зачетки заменят электронными.

Министр образования и науки Армении Армен Ашотян нарушил традицию и в начале сентября не созвал пресс-конференцию, посвященную итогам приемной кампании - 2010.

В Харькове состоялся II Международный экономический форум “Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы”.

Вебом едины

Опубликована программа конференции «Разработка ПО 2010 Бизнес».

В Петрозаводском госуниверситете состоялись традиционные международные летние студенческие сборы по командному программированию

Первые из числа обычных докладов, присланных на конкурс конференции «Разработка ПО 2010», были одобрены и приняты в программу.

Интердайджест

Лауреатами Нобелевской премии по химии 2010 года объявлены специалисты в области металлоорганической химии - Ричард Хек (Richard F.Heck), Эйити Негиши (Ei-ichi Negishi) и Акира Судзуки (Akira Suzuki).

При болезни Паркинсона в клетках головного мозга перестают работать некоторые гены митохондрий, так называемых энергетических фабрик клетки.

Старейшие следы динозавров обнаружены в Польше, они говорят о том, что ископаемые ящеры возникли здесь вскоре после пермско-триассового вымирания видов.

РОСТ №11 Образование, РОСТ

Алло, мы ищем стандарты! Недовольных приглашают поучаствовать

Все вузы, выигравшие конкурс инновационных программ приоритетного Национального проекта “Образование”, разрабатывают новые образовательные программы. Программы - новые, но стандарты, в рамках которых эти программы создаются, - старые. Их никто не отменял. Вместе с тем первый же год работы 17 инновационных вузов “дал колоссальный материал для формирования новой идеологии стандартизации”, считает Нелли Розина, заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования. Секция, которую она вела на установочном семинаре для ректоров вузов - победителей второго раунда конкурса инновационных проектов (см. “Поиск” №12, 2007), была посвящена стандартам третьего поколения. Оказалось, интерес к этой теме у сообщества весьма велик, и вопросов назрело множество.

Свобода в рамках

Нелли Розина прежде всего подчеркнула, что все вузы страны независимо от того, победили они в конкурсе или нет, должны работать соответственно полученным лицензиям, свидетельствам об аккредитации и в рамках действующих образовательных стандартов.

Но рамки эти не такие уж и жесткие, как это может показаться, и предоставляют вузам достаточно широкие возможности для формирования инновационных образовательных программ. Поскольку проекты рассчитаны на два года, отметила Н.Розина, в основном в их рамках разрабатываются программы магистерские, аспирантские и повышения квалификации. Реже - специальности и бакалавриат. В подготовке магистерских программ вузы в своих действиях свободны на 80%, то есть не связаны требованиями стандартов. Добавило им свободы и недавнее изменение идеологии этой ступени образования. Если раньше в магистратуре готовили только научных или научно-педагогических работников, то теперь можно учить и конструкторов, и разработчиков, и менеджеров. То есть специалистов в “узком” вопросе, подготовленных для любого вида деятельности, которую потребует рынок труда.

Кроме того, выпускникам бакалавриата, решившим продолжить обучение в магистратуре, было разрешено менять направление подготовки. И вузы восприняли это новшество с энтузиазмом: по сведениям Рособрнадзора, количество заявок на лицензирование магистерских программ выросло.

- При подготовке программ бакалавриата ваша свобода составляет около 40%, программ по специальностям в среднем около 30%, - подчеркнула Н.Розина. - Взвесьте, пожалуйста, все свои силы, оцените необходимость разработки той или иной программы - и решите, как действовать.

Еще одна возможность для вуза увеличить свою свободу при формировании образовательных программ - эксперимент по внедрению зачетных единиц. В нем участвуют сейчас около 70 вузов, головной - Российский университет дружбы народов. Эксперимент позволяет сокращать федеральный, то есть обязательный, компонент по программам бакалавриата и по специальностям до 50% от объема программы, а также унифицировать объемы дисциплин по различным родственным направлениям подготовки. Например, электротехника в разные программы технического университета входит в разном объеме. 20% объема, установленного стандартом для этих программ, можно унифицировать.

Н.Розина подчеркнула, что вузам постепенно надо привыкать к расчету трудоемкости работы преподавателя и студента в зачетных единицах, и пригласила всех к сотрудничеству с РУДН, как базовым вузом по введению зачетных единиц.

Переход по этапам

Действующими образовательными стандартами довольны далеко не все. Для специалистов Минобрнауки это не секрет. Поэтому еще в 2004 году, когда новое министерство только начинало действовать, во все вузы было послано письмо за подписью Андрея Свинаренко с приглашением поучаствовать в пересмотре действующих стандартов. Однако, по словам Н.Розиной, реакции со стороны академического сообщества не последовало. Получается, что сама система обновляться и оптимизироваться не пожелала. Но работа над новыми стандартами, тем не менее, шла, и некоторые вузы в ней активно участвовали. К чему пришли? Об этом Нелли Михайловна рассказала очень подробно:

- 1 февраля на знаменательной коллегии Минобрнауки рассматривался вопрос о разработке стандартов третьего поколения и о поэтапном переходе на двухуровневую систему образования. Следом - еще одно событие: 9 марта министр представлял правительству проект закона о переходе на уровневое высшее образование. Правительство законопроект одобрило, и теперь его будет рассматривать Государственная Дума. Утвержден макет нового стандарта. И мы надеемся, что, как и в прошлом году, вузы, реализующие инновационные образовательные программы, станут широкой площадкой для формирования предложений по стандартам третьего поколения ВПО. Разработка этих стандартов будет вестись на конкурсной основе в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО). В скором времени министерство утвердит перечень проектов по соответствующему разделу ФЦПРО на 2007 год. Министерство объявит конкурс на закупщика проекта стандартов. Тот, кто выиграет, объявит конкурс на разработку стандартов. Поэтому у всех есть возможность объединить свои усилия для реализации своих идей и в полной мере реализовать ваш потенциал.

Проект макета нового стандарта рассматривался на коллегии в свете двух законотворческих инициатив министерства. Прежде всего, законопроекта о переходе на уровневое образование. Согласно ему, основная масса студентов вузов будет учиться по программам бакалавриата, а обучение на следующей ступени - в магистратуре - будет осуществляться на конкурсной основе. Законопроект предполагает, что ряд специальностей сохранятся как монопрограммы, причем список этот будет регулироваться не Минобрнауки, а Правительством РФ. Работа по выделению монопрограмм велась два года, и сейчас в проекте перечня около 130 программ, которые предполагается сохранить как непрерывные, выбранные работодателями совместно с академическим сообществом. В основном это программы по подготовке специалистов, от которых зависит безопасность человека и государства: в области здравоохранения, в системе МВД и ФСБ, в оборонной промышленности... Таким образом, вместо 530 действующих специальностей предлагается пока 130.

Мы хотели бы не утверждать этот перечень до тех пор, пока стандарты не будут отработаны и не пройдут экспертизу. Обязательным условием становится наличие подписей специалистов от академического и профессионального сообществ, участвовавших в разработке проекта стандарта. Кроме того, сейчас вместе с объединениями работодателей отрабатывается процедура экспертизы. Ожидается, что к концу этого года она будет запущена - для экспертизы уже наработанного. Раньше, кстати, этот этап отсутствовал, что часто приводило к несостыковкам в дидактике и в требованиях к подготовке выпускника во многих стандартах по специальности. Новые стандарты будут приниматься поэтапно, и после одобрения определенной совокупности проектов стандартов мы будем обсуждать и соответствующую часть перечня.

Не секрет, что сегодня существующий перечень специальностей на 80% - субъективная картина, а не объективная. Это картина борьбы авторитетов за то или иное наименование специальности, порой удовлетворяющая запросы двух-трех кафедр в стране. Мы сейчас усиленно ведем переписку и с депутатским корпусом, и с органами исполнительной власти о том, что надо учесть и преду­смотреть. Я призываю вас создать экспертное сообщество, которое могло бы оценивать предложения по перечню монопрограмм.

ФГОС вместо ГОС.

Кроме законодательной инициативы о введении уровней высшего образования, министерство выходит с еще одной инициативой - о введении понятия “Федеральный государственный образовательный стандарт” (ФГОС) - вместо Государственного образовательного стандарта (ГОС). Зачем это понадобилось? В статье 7 Закона об образовании сказано, что государственный образовательный стандарт состоит из трех компонентов: федерального, национально-регионального, вузовского. Но в жизни таких стандартов, состоящих из трех компонентов, нет. Ведь постоянным остается только федеральный компонент. Остальные два являются частью образовательных программ. Получается, сколько программ - столько стандартов! И такая закономерность прослеживается на всех уровнях образования.

Законопроект о введении в Конституцию РФ понятия “Федеральный государственный образовательный стандарт” был активно поддержан регионами и органами исполнительной власти.

Во ФГОС войдут требования к выпускнику в виде компетенций, а не только ЗУНов (“знания, умения, навыки”), как сейчас. Более жестко прописываются требования к условиям реализации основной образовательной программы (ООП). Уходит обязательный минимум содержания. Остаются требования к структуре ООП. Предполагается, что, если представленная вузом ООП не будет удовлетворять определенным требованиям аккредитации, Рособрнадзор сможет обязать его работать по примерным программам.

Самое основное и самое сложное - разработка конечных требований к уровню подготовки выпускника в виде компетенций, то есть комплексных требований к умению применять полученные знания и умения. В наших вузах привыкли проверять знания формул, исторических дат, чего-то еще. Но не комплексные знания. Конечно, частично их проверяют в курсовых проектах, в выпускных работах. Однако по ходу подготовки специалиста хорошо это делают очень немногие.

В макет стандарта входит описание программы в виде привычных для вузов циклов дисциплин. Но сами дисциплины при этом не называются. Например, естественно-научный цикл будет описан в требуемых знаниях и умениях, которые обеспечивают реализацию определенных компетенций. Точно так же будут описаны циклы гуманитарно-социальных наук и профессиональный. Трудоемкость программы будет выражена в зачетных единицах: 240 - бакалавриат, 120 - магистратура.

Перечень дисциплин в стандарте найти все же будет можно, но не как обязательный, а только как рекомендуемый - для разработки примерных образовательных программ и учебников. Профессиональное образование в мире постепенно переходит на переложение материала в модули, которые могут быть как дисциплинарными, так и междисциплинарными. Поэтому строгая регламентация в стандартах дисциплин и их объемов не сочетается как с переходом на зачетные единицы, так и с возможностью введения модулей.

Еще одно новшество: в макете стандарта оговаривается обязанность вузов ежегодно обновлять содержание основной образовательной программы, чтобы отразить все важное, что появилось в соответствующей сфере за это время.

Итак, когда же в российских вузах начнут учить по-новому?

- Естественно, что за короткое время все стандарты разработать невозможно. Кроме того, здесь потребуются серьезные материальные затраты, - пояснила Н.Розина. - Мы полагаем, что стандарты третьего поколения будут разработаны за два года. В проекте закона написано, что с ­­

1 сентября вводится двухуровневое высшее образование. Эта запись важна для работы над новыми нормативными документами. И мы, видимо, предложим добавить в законопроект положение о том, чтобы введение двухуровневой системы совместить с введением новых стандартов. Поэтому приемная кампания-2007 начнется по имеющимся лицензиям и направлениям подготовки, и этот учебный год вы будете работать по действующим образовательным стандартам.

 
Уважаемый посетитель, вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Главная страница | Регистрация | Новое на сайте | Статистика | О газете | Письмо в редакцию | Рейтинг@Mail.ru Copyright © "ПОИСК"