о газетедобавить в избранноесделать стартовой


Подписка
Спецвыпуски

Конкурсы

Конференции
Вакансии
Опрос
Мой "ПОИСК"
 
Новости
Официально

Депутаты ГД приняли в третьем чтении законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования”.

Владимир Путин подписал ряд распоряжений о финансировании ключевых вузов страны.

Вступил в силу приказ министерства №910 “Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2010 году”.

Регионы

На астрофизическом полигоне “Торы” Иркутского госуниверситета введена в строй новая установка.

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер на минувшей неделе приезжал в Москву вместе с представителями венчурных инвестиционных кругов и инновационных компаний Кремниевой долины.

Премьер Владимир Путин провел в Санкт-Петербурге совещание, посвященное реализации программ развития ведущих университетов.

СНГ

В нынешнем учебном году в нескольких вузах Киргизии бумажные зачетки заменят электронными.

Министр образования и науки Армении Армен Ашотян нарушил традицию и в начале сентября не созвал пресс-конференцию, посвященную итогам приемной кампании - 2010.

В Харькове состоялся II Международный экономический форум “Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы”.

Вебом едины

Опубликована программа конференции «Разработка ПО 2010 Бизнес».

В Петрозаводском госуниверситете состоялись традиционные международные летние студенческие сборы по командному программированию

Первые из числа обычных докладов, присланных на конкурс конференции «Разработка ПО 2010», были одобрены и приняты в программу.

Интердайджест

Лауреатами Нобелевской премии по химии 2010 года объявлены специалисты в области металлоорганической химии - Ричард Хек (Richard F.Heck), Эйити Негиши (Ei-ichi Negishi) и Акира Судзуки (Akira Suzuki).

При болезни Паркинсона в клетках головного мозга перестают работать некоторые гены митохондрий, так называемых энергетических фабрик клетки.

Старейшие следы динозавров обнаружены в Польше, они говорят о том, что ископаемые ящеры возникли здесь вскоре после пермско-триассового вымирания видов.

РОСТ №9 Спецвыпуски » РОСТ

Наше образование сшито не по-европейски

Стандарты третьего поколения, макет которых недавно одобрила коллегия Минобр­науки РФ, предполагают, что объем учебной работы студента будет измеряться не в часах, а в зачетных единицах, или кредитах. Как работает в зарубежных университетах “кредитно исчисляемая” система построения учебного процесса? Как ее компоненты соотносятся с возможностями и ограничениями российской высшей школы? Наталья ЯБЛОНСКЕНЕ, заместитель ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук, предлагает задуматься, что в этой системе для российского высшего образования применимо, а что пока нет.

Общий взгляд

Кредиты, или количество кредитных единиц, - это, главным образом, численный показатель, присваиваемый отдельному учебному курсу и определяющий его вклад в общую учебную нагрузку студентов. Чтобы унифицировать этот расчет и обеспечить мобильность студентов, в Европе была разработана система, получившая название Европейской системы перезачета кредитов (European Credit ­Transfer System, ECTS). Переход к ней - одна из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы “Эразмус” в 1989 году. Сегодня он внедрен более чем в 1100 университетах.

Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой европейской системы пока не появилось. Система ECTS быстро распространилась по всей Европе, она была включена в новые законы о высшем образовании многих стран. Нельзя сказать, что ECTS подходит ко всем без исключения национальным системам образования. Более того, в специализированных журналах и в докладах экспертов в ее адрес встречается и критика. Тем не менее именно эта система планирования и оценки нагрузки студента все чаще берется на вооружение европейскими университетами. Особенно широко ее используют в Греции и Швеции (80%), Финляндии и Польше (81,5%), Австрии (84%), Румынии (87%), Норвегии (90%), Ирландии и Дании (93%). Другие системы, внешне отличные от ECTS, но пересчитываемые по ее нормам, применяются в Великобритании и Турции. В некоторых странах сравнительно большая часть вузов не использует ни ECTS, ни иную аналогичную систему, например Португалия (34%), Болгария (38,5%) и Венгрия (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов.

Как она работает

В самом общем виде кредитное исчисление учебной нагрузки студента (а значит, и всего учебного процесса в вузе) исходит из того, что:

Академический кредит – это единица трудоемкости учебного труда студента.

За учебный год студент должен освоить ровно 60 академических кредитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Кредиты начисляются после успешной сдачи (с положительной оценкой) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачета, теста и т.п.).

Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоемкость засчитываются аудиторная нагрузка (“контактные часы” по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ, написание магистерской диссертации, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов и т.п.

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

Рассмотрим, как действует кредитная система на примере университетов Великобритании. Как уже упоминалось, в британских университетах кредиты в цифрах исчисляются несколько иначе, чем принято в ECTS, но принцип остается тем же. Разница состоит в том, что общеевропейским 60 кредитам в Великобритании соответствуют 120 кредитов.

Количество кредитов в британских университетах не привязано жестко к количеству аудиторных часов. Кредитная система задействована для того, чтобы обозначить общий объем всех выполненных студентом работ, всю его учебную нагрузку, все временные затраты, необходимые для освоения того или иного курса или учебной программы в целом. Исходя из нормативных 120 кредитов в год факультеты британских университетов “взвешивают” предлагаемые ими учебные курсы, выстраивая их так, чтобы, во-первых, можно было составить эффективные комбинации из курсов, позволяющие студентам освоить программу по дисциплине и в любой из комбинаций выйти на заложенные изначально образовательные результаты. А во-вторых, оптимизировать учебную нагрузку студентов. Кроме того, система требует не просто подсчета учебной нагрузки по каждой из дисциплин, но также детального описания всей программы обу­чения в вузе с информацией о содержании, методологии обучения, критериев оценки работ студентов.

Если говорить о цифровых параметрах этой системы, то 10 кредитов в британской системе включают в себя примерно 100 часов так называемого учебного времени, которое состоит из нескольких элементов. Это:

собственно аудиторная нагрузка (что составляет примерно 40% от общего объема учебного времени в бакалавриате и около 25% - в магистратуре),

тьюторские, семинарские и практические занятия,

самостоятельная работа студента: чтение литературы, рекомендованной по курсу,

подготовка письменных работ,

подготовка к экзаменам.

Часто приходится слышать опасения, что если российскому студенту предоставить такую свободу действий (высвободить 60% учебного времени для самостоятельной работы), то он непременно использует это время не по назначению. На деле все зависит от организации учебного процесса: если изначально предусмотрено, что именно должен делать студент в ходе самостоятельной работы, то эта проблема снимается. Тот объем письменных работ, который задается студенту в рамках освоения каждого из учебных курсов в европейских университетах, занимает его “свободное время” полностью, потому что для того, чтобы написать все то, что нужно, студент должен сначала прочитать все то, что нужно. Для этой, как считается, основной работы и отводится такое значительное учебное время.

Наши проблемы

И здесь мы подходим к первой проблеме, с которой придется столкнуться при попытке привести российскую систему высшего образования в соответствие с образовательными системами большинства европейских стран. Дело в том, что российские образовательные стандарты на сегодняшний день все еще предусматривают значительно большие временные затраты на подготовку студентов. Учебное время, которое Российский госстандарт изначально требует заложить для изучения дисциплины, примерно в два раза больше, чем во многих европейских странах. А именно этот параметр лежит в основе кредитной системы. Представляется, что будет непросто учесть эту нашу фактически двойную учебную нагрузку студентов в параметрах кредитной системы ECTS. В долгосрочной перспективе участия России в Болонском процессе простым пересчетом учебной нагрузки в некие “наши” кредиты не обойтись. Есть надежда, что новые образовательные стандарты, создаваемые на основе принятого недавно макета, позволят выровнить этот параметр.

Второе, тесно связанное с первым, - это соотношение ­аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студента. Во всех образовательных системах европейских стран на чтение литературы, подготовку письменных работ, научную работу и подготовку к экзаменам учебного времени отводится гораздо больше, чем на лекции, практикумы и тьюторские занятия. Студент в Великобритании проводит в аудиториях (лекции, тьюторские занятия, практикумы, контрольные) порядка 16 часов в неделю, у нас же - до 40 часов. Если останется без изменений объем аудиторной нагрузки российских студентов, то, попытавшись привести общее учебное время российских студентов в соответствие с европейскими нормативами, мы получим примерно 100 часов учебного времени в неделю, или 20 часов в день. Поскольку такое, очевидно, невозможно, предстоит думать над тем, как уравновесить и эти основные компоненты учебного времени.

Третий вопрос - профессиональная подготовка профессорско-преподавательского состава. В описываемой образовательной системе преподаватель из лектора превращается в тьютора, в научного руководителя студента. Это означает, что предстоит пересмотреть требования к квалификации преподавательского состава - от преподавателя-тьютора требуется значительно более высокая профессиональная квалификация, нужны будут иные навыки и умения, способность работать индивидуально с каждым студентом.

Четвертый вопрос - адекватное методическое и информационное оснащение учебного процесса. Очевидно, что для того чтобы студент самостоятельно извлек знание из источников, он должен получить к ним прямой и открытый доступ. Иными словами, вузовские библиотеки должны иметь в своих фондах большие и постоянно пополняющиеся массивы классической и современной литературы по преподаваемым дисциплинам, причем желательно изданной не только в России, а также удобные читальные залы, что, впрочем, в большинстве российских вузов есть. Понятно, что необходим доступ студентов к компьютерам и глобальной сети Интернет.

Пятое. Взаимное признание европейскими вузами результатов академической деятельности друг друга строится не только на системе взаимозачета кредитов. Это еще и возможность при необходимости “поднять” и перепроверить информацию об академической успеваемости любого студента. И сделать это достаточно просто, потому что оценка успеваемости студента по каждому курсу не менее чем в 80% случаев состоит из оценки его письменных работ, подготовленных в ходе изу­чения материала, а также письменных экзаменов по окончании курса. Иными словами, практически все, за что студент получает оценку по курсу, он выполняет письменно. Как мне представляется, это может стать отправной точкой для постепенного перехода и российской высшей школы на систему ECTS, что даст возможность продвинуться и в Болонском процессе.

Конечно, эта работа потребует немалых усилий, но с чего-то же надо начинать!

 
Уважаемый посетитель, вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Главная страница | Регистрация | Новое на сайте | Статистика | О газете | Письмо в редакцию | Рейтинг@Mail.ru Copyright © "ПОИСК"