о газетедобавить в избранноесделать стартовой


Подписка
Спецвыпуски

Конкурсы

Конференции
Вакансии
Опрос
Мой "ПОИСК"
 
Новости
Официально

Депутаты ГД приняли в третьем чтении законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования”.

Владимир Путин подписал ряд распоряжений о финансировании ключевых вузов страны.

Вступил в силу приказ министерства №910 “Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2010 году”.

Регионы

На астрофизическом полигоне “Торы” Иркутского госуниверситета введена в строй новая установка.

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер на минувшей неделе приезжал в Москву вместе с представителями венчурных инвестиционных кругов и инновационных компаний Кремниевой долины.

Премьер Владимир Путин провел в Санкт-Петербурге совещание, посвященное реализации программ развития ведущих университетов.

СНГ

В нынешнем учебном году в нескольких вузах Киргизии бумажные зачетки заменят электронными.

Министр образования и науки Армении Армен Ашотян нарушил традицию и в начале сентября не созвал пресс-конференцию, посвященную итогам приемной кампании - 2010.

В Харькове состоялся II Международный экономический форум “Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы”.

Вебом едины

Опубликована программа конференции «Разработка ПО 2010 Бизнес».

В Петрозаводском госуниверситете состоялись традиционные международные летние студенческие сборы по командному программированию

Первые из числа обычных докладов, присланных на конкурс конференции «Разработка ПО 2010», были одобрены и приняты в программу.

Интердайджест

Лауреатами Нобелевской премии по химии 2010 года объявлены специалисты в области металлоорганической химии - Ричард Хек (Richard F.Heck), Эйити Негиши (Ei-ichi Negishi) и Акира Судзуки (Akira Suzuki).

При болезни Паркинсона в клетках головного мозга перестают работать некоторые гены митохондрий, так называемых энергетических фабрик клетки.

Старейшие следы динозавров обнаружены в Польше, они говорят о том, что ископаемые ящеры возникли здесь вскоре после пермско-триассового вымирания видов.

РОСТ №8 Спецвыпуски » РОСТ

Университеты борются за кадры

Система образования России сегодня участвует в международной конкуренции систем. Можно, конечно, отказаться играть по общим правилам, но тогда придется отказаться от самой игры и проводить собственный чемпионат. С экономикой, правда, это явно не получится: Россия вступает во Всемирную торговую организацию. Поэтому имеет смысл обсудить, в каком международном контексте реализуется Национальный проект “Образование”. Какие масштабные проекты в области образования сегодня проводятся в разных странах? Адекватно ли там высшее образование складывающейся конкуренции, прежде всего экономической?

Участников конференции “Инновационные образовательные программы: опыт реализации и поддержки” (“Поиск” №№50, 51, 2006) с международным опытом реформ высшей школы и поддержки инноваций знакомил Исаак Фрумин, координатор проектов в области образования Московского представительства Всемирного банка.

Знания - сила

Вопрос, насколько адекватно высшее образование экономической конкурентности, сегодня остро стоит во всем мире. Всемирный банк готовит к выпуску большое исследование “Университеты и экономический рост”. Организация экономического сотрудничества и развития вместе со Всемирным банком только за последние годы сделала несколько обзоров роли высшего образования в инновационном развитии таких стран, как Китай, Индия, Корея, Казахстан. Исаак Фрумин подчеркнул, что для нас представляют особый интерес процессы, происходящие в странах с “догоняющей” экономикой, или так называемых странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Иногда сюда добавляют и Мексику. Это страны, которые, как ожидается, лет через двадцать будут конкурировать с ведущими экономическими державами. По крайней мере, те из них, которые в этом соревновании “добегут”.

Тезис о решающей роли знаний в экономическом развитии стал уже в некотором смысле идеологическим лозунгом. Но многие исследования подтверждают его верность. И.Фрумин привел очень наглядный пример - график моделей экономического развития двух стран - Южной Кореи и Ганы. В 1958 году они имели практически равный исходный потенциал. К концу 1990-х годов подушевой ВВП в Гане остался почти тем же, в Корее - вырос во много раз. Анализ показал, что этот рост объясняется специальной стратегией в аккумуляции знаний.

Вместе с тем, заметил И.Фрумин, никаких особых реформ систем образования в тех странах, с которыми мы можем конкурировать, нет. Все, что там с этими системами происходит, - это просто часть экономического развития страны. Например, судьбу высшего образования в Китае определили две важнейшие директивы: о развитии 50 национальных и 100 региональных лидирующих университетов. Но если внимательно почитать, то окажется, что речь там идет вовсе не про университеты, а про национальные приоритеты экономического роста и про приоритеты регионального развития.

Бизнесу не прикажешь

И.Фрумин обозначил два основных направления, на которые обращают внимание государственные власти в “догоняющих” странах: формирование внешних связей университетов с реальной экономикой и превращение самого высшего образования в инновационно устроенную сферу.

Отчетливо видна тенденция: государство стимулирует не инновации в вузе как таковые, а собственно взаимодействие образования и бизнеса. Дальше ответственность за инновационный процесс будет лежать уже на обоих участниках. В практике и Европейского союза, и Японии, и Мексики, и Чили практически отсутствует сейчас прямая грантовая поддержка чисто университетских инноваций. Государство поддерживает совместные проекты бизнеса и образовательных структур на основе конкурсного софинансирования. Как правило, предполагается реальное участие бизнеса.

Поддерживает оно и создание инфраструктур - офисов технологий, технопарков, инкубаторов. И опять же не внутри университета - особенно это касается тех стран, где университеты, как и в России, обладают невысокой степенью свободы, а в “промежуточной зоне”, между реальным сектором экономики и образованием.

- Предельное воплощение идеи взаимодействия бизнеса и образования - это поддержка государством формирования инновационных кластеров, - подчеркнул И.Фрумин. - В целом ряде стран систематически определяют и финансируют приоритетное направление. Приведу пример. Я был недавно в университете около Сеула. Университет негосударственный. Но кластер, который создается вокруг него, поддерживает государство, выделяя землю и дополнительное финансирование. Этот университет отдал фирме LJ-electronic участок земли на 25 лет бесплатно, с тем чтобы эта фирма построила центр новых разработок. И она построила - там уже стоит прекрасное семи­этажное здание. В таких условиях взаимодействие бизнеса и образования происходит естественным образом. Проекты такого рода становятся все более частыми, хотя и не носят особо массового характера.

Бизнесу ведь нельзя приказать. Поэтому государство выделяет большие средства университету, чтобы тот становился средством коммуникации. Как показывает исследование Массачусетского технологического института, практически в любом успешном кластере университет играет роль обеспечения коммуникаций. Причем государство финансирует не только технопарки или центры трансфера технологий, но и выставочные помещения на территории университета, помещения для конференций, проведение этих конференций. И университет фактически становится площадкой формирования креативных сетей, о которых сейчас говорят как о важнейшем инструменте инновационного развития.

Государственное участие в образовании проявляется и во всевозможных целевых программах подготовки специалистов. Последний пример - программа по развитию нанотехнологий в США, включающая в себя в качестве обязательного элемента выделение средств на создание 10 тысяч новых учебных мест магистратуры и Ph.D. в области нанотехнологий. В Индии государство финансирует совместную работу университетов и ИT-компаний в области подготовки ИT-специалистов.

Эти примеры показывают, что отдельного государственного заказа на подготовку специалистов там нет. Есть государственные приоритеты и соответствующие программы, в которые включаются разделы по подготовке кадров.

Очень интересно, что в целом ряде стран, где связь бизнеса со сферой высшего образования носит спорадический, не вполне регулярный характер, государство поддерживает, тоже на принципах софинансирования, тренинговые программы для среднего и малого бизнеса и фактически корпоративные программы. В связи с этим представляется чрезвычайно интересным опыт МГУ по созданию корпоративных университетов. Для России он уникален. А в Индии, Мексике как раз так и происходит. Например, технологический университет в Монтеррее вместе с группой автомобильных компаний (которые на рынке между собой конкурируют!) создал исследовательский институт и программу магистерской и докторской подготовки в этом технологическом университете. То есть внутри университета организуется корпоративная структура подготовки. В России, судя по тому, что мы знаем, это происходит на основании просто взаимной инициативы компаний и университета.

Инновации - в систему!

Несколько слов о том, как поддерживается инновационное устройство системы образования. Наш Национальный проект “Образование”, в частности, конкурс инновационных программ вузов, ориентирован на отдельные университеты. Во многих странах большая часть проектов по развитию системы образования строится на уровне консорциума вузов. Делается это для того, чтобы обеспечить циркуляцию знаний внутри сообщества.

Например, сейчас в Китае разработан сложный сетевой проект, по которому более 70 университетов в течение трех лет сделают доступными для всех вузов Китая более 1500 новых учебных курсов с полным программным и методическим обеспечением. И таких примеров тысячи.

Еще один момент, который, похоже, в России пока недо­оценивается, - обострение борьбы за мозги и навыки.

- Недавно я разговаривал с ректором одного из крупных зарубежных университетов, - привел пример И.Фрумин. - Мой бывший коллега. Я спросил, какие основные проблемы, наверное, с финансами? “Нет, - отвечает он, - у меня нет проблем с финансами! Это ничего по сравнению с проблемой человеческого капитала. Мне нужны профессора, менеджеры!” Буквально на днях прочитал в “Нью-Йорк таймс”, что зарплаты президентов ведущих американских университетов наконец перешагнули рубеж 500 тысяч долларов. Не потому, что они сами назначают себе такие зарплаты. А потому, что борьба за менеджеров высокого уровня в этой системе уже такова, что попечительские советы как государственных, так и частных университетов вынуждены создавать привлекательные условия, чтобы конкурировать в борьбе за кадры.

Не только в Англии, Америке, но и в “догоняющих” странах все больше и больше создается профессорских позиций вместе с бизнес-структурой и лабораториями. И зарплата у таких профессоров гораздо выше. Сейчас об этом говорят все, кто находится в этом секторе. Высшее образование вступило в невероятную конкуренцию за кадры с другими секторами экономики. Если лет сорок назад высшее образование в России было уникальным местом, где человек мог реализовать себя интеллектуально, то сейчас мы конкурируем с целым рядом очень креативных отраслей. Поэтому задача “циркуляции” лучших умов - очень важная, и в целом ряде стран она поддерживается на государственном уровне.

В Индии, например, функционирует сеть элитных технологических институтов. Когда они создавались, в них пришли представители разных научных школ. Сейчас же эти вузы практически на самообслуживании, кадры для себя готовят сами. И индийское правительство организовало специальную программу, поддерживающую переход профессуры из одного института в другой. Интересный пример того, как государство стимулирует обновление.

Важно, что практически все программы, о которых здесь упоминалось, длительные. Все успешные программы рассчитаны не меньше, чем на три-четыре года. И все они предполагают повышение автономии университетов. Оказалось, что бизнес не хочет взаимодействовать со структурами, которые не способны быстро и самостоятельно принимать решения. И поэтому любые финансовые вливания, любое финансовое взаимодействие вузов и бизнеса без создания соответствующей правовой и, если хотите, культурной среды не будут работать.

 
Уважаемый посетитель, вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Главная страница | Регистрация | Новое на сайте | Статистика | О газете | Письмо в редакцию | Рейтинг@Mail.ru Copyright © "ПОИСК"